Святослав Рерих. Тонкий Мир -
Святослав Рерих. Тонкий Мир

Святослав Рерих. Тонкий Мир

Святослав Рерих. Тонкий МирВо второй половине 1970-х Святослав Рерих подошел к завершающему этапу своего творчества. Как художник он не отступает от реалистического изображения жизни. Святослав Рерих – реалист в живописи, но это реализм самого высшего проявления чувства, переходящий в высокие символы.

После знаменитого полотна «Господом твоим», которым увенчались многолетние творческие поиски образа Спасителя, он переходит к новой теме – к изображению реальности тонкого мира. Эта тема, явившись плодом многолетних размышлений, выразила собственную позицию мастера в искусстве и составила, с его слов, «завещание» потомкам.

В своем письме от 18 августа 1975 Фрэнсис Грант он сообщал: «В настоящее время я работаю над большой серией картин, включающей в себя полотна, которые считаю самыми важными из всего того, что до сих пор сделал». В данную серию вошли произведения не только с непривычными для слуха названиями, но и с удивительными образами непостижимого мира. Тонкий мир как бы невидим человеческому глазу, однако художник видит его внутренним зрением, создает на полотнах эстетическую систему ценностей. Среди нескольких значительных картин можно назвать «Ангел вновь вострубит», «Тонкий мир», «Отблески мира иного».
«Когда вы видите эти картины, — писали о картинах Святослава Рериха в Дели в I960 году, — вы испытываете такое чувство, будто исчезли границы между музыкой, поэзией и живописью и они приняли форму единого прекрасного образа гармонии, точно мир превратился в поэму или музыкальное произведение». Эта способность его живописи быть и зримой музыкой, и поэзией в красках, истоки которой восходят к искусству индийской миниатюры, достигается во многом благодаря виртуозному владению цветом. Краски полотен Святослава Рериха — подлинное откровение для зрителя. Они поражают и пленяют не только своей необычайной, «тропической» яркостью, но и той редкой гармонической согласованностью, при которой каждый цвет подчеркивает преимущества другого и которая примиряет самые, казалось бы, несочетаемые цвета. Цвет становится у него не только «душой живописи» в самом полном смысле слова, но и тем поистине магическим средством, которое заставляет «дышать» неподвижное изображение. Замечательный образец подобного чуда — этюд с условным названием «Тонкий Мир», где вы отчетливо видите пульсацию предмета, очертаниями своими напоминающего сердце. И этот эффект тем более удивителен, что создается минимумом средств — всего лишь игрой, «перекличкой» синих и пурпурных тонов.