Среди долины ровныя… -
Среди долины ровныя…

Среди долины ровныя…

Среди долины ровныя…В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения. Его картина Среди долины ровныя… (1883) написана на стихотворение поэта, переводчика и критика Алексея Федоровича Мерзлякова «Одиночество», положенного на музыку и ставшего со временем народной песней.
Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) приехал в Москву из Перми, окончил университет и преподавал в нем более 25 лет.

Стихотворение «Одиночество» было написано им в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Федорович учил ее словесности и был безнадежно влюблен в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия.

Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел и на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал все стихотворение.

Стихотворение оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Алексея Федоровича: Д. Н. Кашина, С. И. Давыдова и О.А. Козловского. Первые двое были его хорошими знакомыми, с которыми он сотрудничал много лет. О. А. Козловский – боевой офицер, ставший профессиональным композитором и дирижером.
Позже к этому списку добавилось имя М.И. Глинки (1804-1857). Возможно, что существовали несколько музыкальных вариаций. Поскольку неоспоримых доказательств в пользу одного автора нет, то часто стали указывать, что песня “народная”.

Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием. В 1881 г. у Ивана Ивановича Шишкина умерла жена Ольга Лагода (1850-1881). Они прожили вместе всего один год. Шишкин потерял не только горячо любимую жену. Она была его ученицей, и о ее таланте говорит хотя бы то, что написанные ею картины покупал П. М. Третьяков.
Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок. В творческом – собратья по “перу” признавали одаренность Шишкина, но прохладно относились к его увлеченности русским пейзажем. В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета.
Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова.
До передвижников, к которым принадлежал Шишкин, художники академической школы изображали преимущественно южную природу, и даже такие новаторы пейзажа, как Сильвестр Щедрин и Сократ Воробьев, писали главным образом живописные местности и уголки Италии. Но время, когда значительному художнику было «не к лицу» писать виды родной страны, отходило безвозвратно в прошлое. Передвижники с их обостренным интересом к народному и национальному содержанию искусства оказали огромное влияние и на развитие пейзажного жанра. Ведь не мог же тот поворот, который произошел в других сферах русского искусства — поворот к изучению и правдивому воспроизведению окружающей действительности,— не отразиться на судьбах пейзажной живописи в России. Демократическая эстетика, формировавшаяся под прямым воздействием идей Чернышевского, охватывала все шире и глубже всю проблематику нового искусства. Да и сам Чернышевский писал:
«Неужели для того, чтобы эстетически наслаждаться пейзажем, надобно воображать его себе театральной декорацией или чем-нибудь вроде картин панорамы Палермо, а не действительным пейзажем, с рекою, в которой мокрая вода, с лесом, в котором дубовые деревья очень крепки и массивны…» «…Прекрасных и величественных пейзажей очень много… Проезжайте двести, триста верст по дороге,— не говорим в Крыму или Швейцарии, нет, в Европейской России, которая, говорят, бедна видами,— сколько вам встретится на этом небольшом переезде таких видов, которые восхитят вас… В природе на каждом шагу встречаются картины, к которым нечего прибавить, из которых нечего выбросить».
Те новаторские задачи, которые так страстно и убежденно выдвигал перед русскими пейзажистами великий революционный демократ, нашли свое образное разрешение в произведениях Шишкина, целиком посвятившего свою напряженную творческую жизнь пристальному изучению русской природы, в которой все — от строения листка или малой былинки до гигантских сосен и дубов-великанов — вызывало в художнике чувство самозабвенного эстетического восторга. Вдохновенный поэт, тяготеющий к широким эпическим обобщениям, и тонкий естествоиспытатель-аналитик, внимательный к мельчайшей прожилке на дубовом листке, Шишкин явился перед будущими поколениями во весь свой рост, как крупнейший мастер русского национального пейзажа.