ЩЕДРИН СЕМЁН ФЁДОРОВИЧ -
ЩЕДРИН СЕМЁН ФЁДОРОВИЧ

ЩЕДРИН СЕМЁН ФЁДОРОВИЧ

ЩЕДРИН СЕМЁН ФЁДОРОВИЧС. Ф. Щедрин является одним из родоначальников русской пейзажной живописи. Профессор пейзажного класса в Академии художеств, им была предложена композиционная схема пейзажа, которая стала образцовой.

Родился в 1745 году, сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Обучался в Преображенско-полковой «счётной комиссии для обучения письма».

В 1769 году поступает в Академию художеств, по окончании в ней курса в 1767 году художника наградили малой золотой медалью за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Его оставляют в Академии художеств пенсионером за выдающийся талант.

В 1768 году Академия направляет С. Ф. Щедрина для совершенствования мастерства живописи в Париж. Там он работает в школе живописи под руководством известного художника пейзажиста Казановы. Он не просто копировал и изучал произведения французских художников, а много писал с натуры, искал красоту не только в классических произведениях, но и в окружающем мире. После чего отправляется в Италию, в Рим, где изучает классиков в музеях. Здесь он находился четыре года. В Риме русский художник подпадает под влияние нарождающегося классицизма (поправки реальности элементами античности).

В 1776 году С. Ф. Щедрин возвращается в Петербург и получает место на службе живописцем при кабинете императрицы Екатерины II. Руководил классом ландшафтной живописи Академии художеств и писал виды дворцов и парков.

В 1779 году – академик, а в 1785 – советник Академии художеств. При этом он ещё является профессором пейзажной живописи. С 1780-х годов С. Ф. Щедрин в Эрмитаже занимается реставрацией картин.

В 1798 году – адъюнкт-ректор и директор, от последней должности он отказался.

С.Ф. Щедрин имел авторитет в Академии художеств, оказывал на неё большое влияние, что давало возможность художнику не выполнять требований, если они противоречили его собственным намерениям. К примеру, в деле Ф. И. Шубина, которого Потёмкин пытался сделать старшим профессором скульптуры, С. Ф. Щедрин предоставил эту должность брату Щедрину Феодосию Фёдоровичу, тем самым оттянув это дело на 5 лет. Также огромное влияние академик, профессор имел при правлении императора Павла I, пользуясь благосклонностью его величества.

В 1799 г. по представлению и плану С. Ф. Щедрина был учрежден и передан в его ведение особый гравировальный пейзажный класс, в котором под руководством С.Ф. Щедрина получили своё специальное образование многие художники.

Расцвет творчества художника приходится на 1790-е годы. Лучшие произведения С. Ф. Щедрина: виды Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Художник-пейзажист писал архитектурные здания, но главным в его картине всё же оставался пейзаж и человек в гармонии с окружающим миром.

Композиционные решения художника строятся на основе правил академического классицизма: «кулисы» — деревья – передний план, далее архитектура, выступающая на втором плане в центре картины; условно-декоративные дали. Картины изображены в равновесии природы и человека, целостны и лиричны.

Однако, в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.

Так сложилось, что к произведениям С. Ф. Щедрина современники относились весьма строго, нежели историки живописи. «Северный Вестник» за 1804 год пишет о русском художнике следующее: «От долговременного упражнения был в практике тверд, а первую подмалёвку своих картин, особенно воздух и дальность, писывал он с большим мастерством, но в отделывании был неискусен». Позднее в «Памятнике искусств» 1843 года характеристика художника другая: «Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия…»

Практически все произведения Семёна Фёдоровича Щедрина были куплены высокопоставленными особами Императорского Дома.