Художник-реалист. Представитель бытового жанра. В своих картинах изображал жизнь русского простого народа.
Отец Константина Савицкого был военным врачом.
В 1862 году Савицкий приступил к учёбе в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя. С 1864 года – полноправный академист.
Обучаясь в Академии, Савицкий получил порядка 6 наград – малых и больших серебряных медалей. В 1868 году была отмечена картина «Шарманщик» и эскиз «Распятия Христа» в 1869 году. Большой поощрительной медали были удостоены работы художника «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба» (1870). В 1871 году написал произведение «Каин и Авель», которое необходимо было выполнить по Академической программе, работа удостоилась малой золотой медали.
После окончания Академии художеств Константин Савицкий стал стипендиатом императора Александра II, повышая своё мастерство в Париже. Вернувшись в 1874 году из Парижа, создал одно из самых известных полотен «Ремонтные работы на железной дороге», в последствии купленное меценатом П.М. Третьяковым. Во второй половине 70-х вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, постоянно принимая участие в выставках.
творчество Савицкого стало широко известным различным слоям российского общества. Савицкий писал преимущественно многофигурные жанровые картины, безупречные в композиционном отношении; тяготел к пленэрной живописи; создавал также офорты и литографии.
С 1891 по 1897 годы русский художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1895 году получил звание действительного члена Академии художеств, а с 1897 – академик и директор рисовальной школы в Пензе (позднее она была преобразована в училище). Учениками Константина Аполлоновича Савицкого стали в дальнейшем выдающиеся художники: И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон.
ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ САВИЦКОГО КОНСТАНТИНА АПОЛЛОНОВИЧА
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» выполнена в 1874 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Пожалуй, картину эту можно сравнить с известным произведением И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Обе эти вещи рассказывают о тяготах того времени.
Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Они везут песок. Композиция спланирована таким образом, что рабочие движутся снизу прямо на зрителя, который видит их колоссальное напряжение. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу, и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.
И только вдали виднеется перелесок, зелёная трава и голубое небо, но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке.
Колорит и композиция картины усиливают идейный смысл произведения.
Картина «На войну» выполнена в 1888 году, находится в Русском музее. Савицкий создал множество картин-эпопей, наполненный драматическими событиями и тяготами русского народа. Влияние на выбор жанра Савицкого оказал его друг и наставник И. Н. Крамской. Русский художник создавал произведения, сложные по композиции.
Предшествующим событием к произведению стала русско-турецкая война 1877-1878 годов. Первый вариант картины, оконченный живописцем в 1880 году, на протяжении десяти лет работал над ним художник, дошёл до нас во фрагментах. В последующие восемь лет был выполнен второй вариант картины.
Перед зрителем сцена проводов на войну, трактованных как народное горе. На лицах крестьян безысходность. На полотне солдаты и провожающие их близкие в минуту расставания. Композиция построена так, что в группах изображённых людей нет определённого центра, все они взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая целостный сюжет.