Исаак Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. -
Исаак Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы.

Исаак Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы.

Исаак Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы.1898. 1886. Бумага на картоне, масло. 20,4 х 32,3. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Россия.

Получив деньги за работу над декорациями для Мамонтовской оперы и обретя относительный достаток, в 1886 году Исаак Левитан совершает поездку в Крым. И хотя его пребывание там было довольно кратким, этюды и картины, написанные Левитаном во время этой поездки, стали новым, весьма выразительным и проникновенным словом в художественном освоении этого благодатного края.
На крымских работах Левитана мы практически не увидим знаменитых ландшафтов, и южная природа предстает не столько с парадной, а скорее с будничной стороны, в то же время исполненной неповторимой поэтичности.
Он осени любил задумчивые дни:
Она его душе всегда была сродни.
Не внешней нежности, не жаркой летней неги —
Он был художником мечтательных элегий.
Море в тихую и ясную погоду («Берег моря. Крым»), глинобитные татарские жилища («Сакля в Алупке»), плавные очертания крымских гор с характерными мягкими переходами от плоских террас к гранитным уступам обветренных скал (целый ряд уступов) – вот мотивы, особенно привлекавшие внимание художника. Он внимательно прослеживает кистью подробности рельефа каменистых склонов, передает характерное именно для крымской природы гармоническое сочетание нежной голубизны неба и моря и разбеленных серых и охристых тонов гор.
М. В. Нестеров писал, что до появления крымских пейзажей живописца «никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма».
Крымские работы, показанные Левитаном на периодической выставке Московского общества художеств в 1887 году, по воспоминаниям Нестерова, «имели совершенно исключительный успех» у художников и ценителей искусства и «были раскуплены в первые же дни».
Самое ценное, что Левитан узнал на юге, — это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.
Большие просторы воздуха лежали над южной землей, сообщая краскам резкость и выпуклость.
На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.
Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет — это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.
Так началась длившаяся много лет борьба за свет.
Константин Паустовский. Исаак Левитан
Левитан поправился, и чуть ли не в эту же весну он уехал в Крым; был очарован красотами южной природы морем, цветущим миндалем. Элегические мотивы древней Тавриды с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, с мягким очертанием гор как нельзя больше соответствовали нежной, меланхолической натуре художника. Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые же дни, и, надо сказать, что до их появления никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял нашу южную природу с ее морем задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты южного берега Крыма. Он имел тогда совершенно исключительный успех, дарование его стало неоспоримым.