Заказ на эту картину Репин получил от царского двора, желавшего отметить столетие одного из своих государственных учреждений. Художник с интересом принял предложение: ему, исследовавшему всю социальную структуру России что называется «в разрезе», интересно было «завершить пирамиду».
Репин соглашается с условием, что каждый из участников заседания будет портретирован отдельно. Так была создана дотоле незнаемая в мировом искусстве серия изображений важных персон того времени.
Холст этот называют в научной литературе «синтетическим образом русской сановной бюрократии».
Заседание идет в Белом круглом зале Мариинского дворца, где кресла обиты красным бархатом, красным застелены столы, красные портьеры висят между белыми колоннами, а на членах Государственного совета повязаны красные орденские ленты… «Его высокодержимордие» (такое прозвище Репин дал Николаю II) с братом и дядюшками сидит за овальным столом, над царем висит его портрет – здесь первая перспектива холста. Золото, золото, золото: рамы, люстры, шитье парадных мундиров, ордена, лепнина…
Где-то далеко справа от императора всероссийского кивает голова в дымчатом пенсне: Победоносцев – к нему идет вторая перспектива. Репин использует метод рафаэлевской «Афинской школы» и дает своему холсту два центра, две перспективы.
Репин увеличивает фигуры и детали переднего плана: бумаги, перья, папки, чернильные приборы, пресс-папье кажутся на красных столах больше, чем головы и фигуры царской фамилии на заднем плане.
Секретарь шепчет что-то старику Петру Петровичу Семенову, прославленному путешественнику, исследователю Сибири, прозванному Тян-Шанским. Что такое сообщают зоркому седобородому человеку? Чему внимает Петр Петрович?
«Заседание Государственного совета» драматически спокойно. Только красно-багрово-алые цвета создают напряжение. В высоком зале Мариинского дворца нечем дышать, гениальный мастер смог передать даже духоту.
Илье Ефимовичу помогали в этой грандиозной, три года длившейся работе его ученики Куликов и Кустодиев. Они расчертили перспективу с общим видом зала, рисовали и писали маслом фигуры госсоветников и детали интерьера.
Картина была закончена и выставлена в начале 1904 года, а в 1906 году в революционном сатирическом журнале «Адская почта» появилась акварель любимого репинского ученика Бориса Михайловича Кустодиева: оттопыренные уши совы, дымчатые очки, за которыми нет глаз. Это была карикатура на Победоносцева, подробно разглядел его молодой художник во время работы с Репиным. Вот где источник блоковских строк: «Победоносцев над Россией простер совиные крыла…»