Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море» обладает удивительным свойством, как и все шедевры художника. Глядя на изображённый перед нашими взорами пейзаж, возникает ощущение присутствия в гуще безбрежных просторов Чёрного моря.
Композиция гармонична разделена на две равные части, где верхняя половина холста является небом, а нижняя — непосредственно морем. Две этих половины, разделённые линией горизонта, напоминают некие отражения противоположностей.
На небе мы видим облака, а ближе к правой стороне холста они темнеют, превращаясь в тучи. Море предстаёт перед нами в своём могущественном стихийном проявлении, а на массивных гребнях волнующейся воды отражаются белые облака небесные, перемежаясь со вспененными морскими гребнями.
Глядя вглубь картины, мы видим прямо под тучами, ближе к левому краю полотна, зыбкую, едва уловимую вдалеке, сушу. Рядом с далёкой прибрежной линией, мы едва различаем смутную фигуру, напоминающую нам одинокий парусник, стремящийся к родному дому.
Море выполнено в сине-зеленоватых тонах, напоминающих истинный цвет морской волны. На небе присутствует целая палитра различных оттенков, включающих в себя нежно-молочно-белый, матово-розовый, голубой, бирюзовый, пурпурный и даже серо-синеватый тон.
Облака движутся, как и морские волнения, справа налево, отгоняя непогоду, раскрывая в небе чистый простор, а водную пучину, преображая в сказочное, местами фосфоресцирующее небесным белым светом — море. Облака и тучи образуют некий клин, если рассматривать их в горизонтальной плоскости. Нижняя часть клина напоминает расширяющееся к левой стороне, торнадо.
Верхняя часть клина более мягко расширяется к центру картины. Таким образом, щель между грозовыми тучами и кучевыми облаками образует светлое пространство над далёким от нас и близким к берегам своего дома, кораблём.