АРХИПОВ АБРАМ ЕФИМОВИЧ -
АРХИПОВ АБРАМ ЕФИМОВИЧ

АРХИПОВ АБРАМ ЕФИМОВИЧ

АРХИПОВ АБРАМ ЕФИМОВИЧИзвестный советский живописец, поэтизирующий русскую деревню, крестьянскую жизнь.

Архипов родился в бедной крестьянской семье. Уже в школе проявился талант мальчика. В 1876 году родители отправили сына на учёбу в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами юного живописца были известные художники – В. Е. Маковский, В. Д. Поленов и А. К. Саврасов и душа Училища Г. Перов. Вместе с Архиповым обучались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров.

В учёбе Архипов проявил усидчивость и упорство, неоднократно получая награды за свои успехи. Первой его композицией, написанной уже на третьем году учёбы, была «Игра в свайку». Большое влияние на поиски художественного стиля молодого живописца оказал Перов, проповедующий реалистическое изображение правды жизни. Однако, после смерти Перова обучаясь у Поленова, Архипов пишет также картины наполненные светом и радостным ощущением жизни.

В 1883 году Архипов покидает Училище и поступает в Академию художеств. Но академическая система преподавания быстро его разочаровала, и Архипов вновь возвращается в Московское училище. Достижением учёбы в Академии был этюд «Натурщик, падающий с седла», переданный в Академический музей.

В 1887 году за картину «Посещение больной» Архипов получил Большую серебряную медаль и звание классного художника. Теперь пришла пора заняться самостоятельным творческим поиском. Его неослабевающий интерес к деревенской теме отразился в последующих картинах.

В 1890 году на передвижной выставке была показана картина Архипова «По реке Оке», принесшая ему известность.

В 1891 году Архипов стал членом Товарищества передвижных выставок.

В 1896 году, когда художник вновь участвовал в передвижной выставке с картиной «Поденщицы на чугунолитейном заводе», происходила пролетаризация крестьянства, связанная с развитием промышленности. Его взгляд на происходящее был воплощён в этой картине. На выставке в это время на эту же тему выставлялась ещё одна картина – «Смена. Углекопы» Н. А. Касаткина.

В 1903 году Архипов вступил в только что возникший СРХ. Это объединение, отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало до 1923 года.

С 1894 года Архипов начинает педагогическую деятельность. Он ведёт натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.

В 1898 году получает звание академика.

Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24 гг. во Вхутемасе.

В 1920-х годах русский художник исполняет серию крестьянских портретов. Изображая портреты, он не изменяет своей манере, сложившейся ещё в до революционные годы. Крестьяне в творчестве живописца – сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – всё это создаёт образы людей, полных здоровья и радости, придаёт им жизнеутверждающую силу.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИПОВА АБРАМА ЕФИМОВИЧА
Картина «Подруги» или «Посещение больной» исполненная в 1885 году. Это произведение стало первым серьёзным произведением русского художника по окончанию 9 лет учёбы.

На картине изображена мать художника. В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина. Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом. Её взгляд наполнен горем и печалью. В позах женщин видны покорность и безнадёжность. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.

Картина «По реке Оке» исполнена в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Став членом Товарищества передвижных выставок, Архипов создал данное произведение. Картина принесла русскому художнику первый большой успех. Архипов делал этюды на окской переправе, дома в деревне, работал в московской мастерской. Выполнив пейзаж с лодкой, писал с натуры отдельных крестьян. Перед началом передвижной выставки Третьяков смотрел картину и довольный работой художника купил её. На выставку картина попала уже как собственность Третьяковской галереи.

Сюжет картины – это рассказ о людях, сильных волей, способных многое вынести, сохраняя мужество. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света.

Вся картина писана прямо на солнце. Это чувствуется сразу по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы — просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках.

Тщательно продуманная композиция, на которой видна только часть лодки, создаёт впечатление непосредственности сюжета. Естественность и непринуждённость в позах людей. Тонко, с любовью выписаны бытовые детали. Большое внимание художник уделил колориту картины. Им было замечено, что при солнечном освещении краски приглушаются, что он мастерски передал, изображая одежды крестьян переправляющихся по реке. Картина выполнена в нежной золотистой красочной гамме, воссоздающей полуденный зной, лёгкое марево в воздухе над водой, яркость общего освещения. Тени ложатся расплывчато, как бывает во время жары, гладь реки простирается к самому горизонту.

Картина «Лёд прошёл» исполнена в 1895 году, находится в Рязанском областном художественном музее. В 1890-х годах русский художник пишет с натуры преимущественно на воздухе. Он пишет крестьянский народ на залитых солнцем зелёных площадках, делая радужными пейзажи волжских просторов.

Картина «Лёд прошёл» наполнена весенней бодростью. Зима отступает, река сбрасывает с себя оковы льда. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень – старики, бабы, детвора. В картине люди и природа представляют собой единое целое. Природа как бы передаёт мысли и чувства русского человека. Архипов написал прекрасное полотно с лирической задушевностью в поэтических красках.

Картина «Прачки» исполнена художником в первом варианте 1890-х годах, второй вариант в 1901 году. Эта картина стала продолжением социальной темы в творчестве Архипова.

Картина «Прачки» наиболее значительное произведение Архипова во всём его творчестве. Посетив прачечные близ Смоленского рынка в Москве, художник задался целью передать образ измученной постоянным изнурительным трудом женщины.

Увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Все живописно — пар клубится, усталость старухи…