Художник обладал невероятным ярким дарованием, которым наделила его природа. Развивался он невероятно быстро. Этому способствовали обстоятельства, а также та среда, в которой рос будущий живописец.
Черное море, на берегу которого он жил, привносило в его искусство максимально яркие образы. В его шедеврах море представало то невероятно радостным, переполненным сказочным сиянием, то мрачным. Оно было редко спокойно. Чаще всего перед зрителем престают бурные волны и даже целые валы из пены, которые с неистовой силой и ужасающим ревом обрушиваются на скалы. Корабли, словно сделанные из скорлупы, становятся игрушкой этой буйной стихии.
«Везувий» — этюдная картина. Очень часто Айвазовский мог создать очередной шедевр всего за полчаса. Перед зрителем предстает невероятная по ширине панорама залива в Неаполе. Вдали мы видим берег, который спускается к морю и уже дымящийся вулкан Везувий. Создается впечатление, что мрачная, но при этом прозрачная дымка окутала все вокруг. Солнце уже заходит. Горизонт залит розовато-золотистым светом. Гладь моря голубого оттенка поистине сказочная. Весь пейзаж кажется волшебным.
Везувий – главная деталь пейзажа. Этот вулкан единственный действующий в Европе, ее материковой части.
Эта картина создает достаточно двойственное настроение. С одной стороны, она просто переполнена мрачными оттенками. Кажется, что и настроение должно быть таким же безысходным. Но при этом пейзаж настолько величественный и грандиозный, что оставляет достаточно светлое впечатление у того, кто сморит на него.
Айвазовский – истинный мастер. Кажется, что вот-вот мы услышим шум волн и гул ветра. Не просто услышим, а даже ощутим движение воздуха и брызги волн. Столь великолепное изображение природы Италии под силу только такому художнику, который способен не просто изображать, но и передавать зрителям свое отношение к увиденному и воплощенному на холсте.