Если на картину «Библиотекарь» Джузеппе Арчимбольдо посмотрит зрителей, который не имеет никакого отношения к искусству, он скажет, что работа относится к сюрреализму. И этот ответ будет неверным. Хотя бы потому, что работа написана на IV столетия раньше появления этого стиля. Тем не менее, сейчас полотно считается «дедом сюрреализма».
Джузеппе Арчимбольдо – художник, который жил в Италии в 16 веке, живописец при дворе Габсбургов. Он был загадочным и своеобразным художником того времени, благодаря чему и прославился. Ни широкая публика, ни специалисты до сих пор не могут до конца разгадать тайну его живописи.
Сегодня его живопись впечатляет своим уникальным художественным замыслом, и смелым «авангардным» воплощением. До наших дней дошло 14 его картин. Арчимбольдо – гениальный выразитель природы, он очень умело и правдиво передавал на своих полотнах ее краски, умирающее и возрождающееся великолепие.
Одна из его картин «Библиотекарь» была нарисована им в 1565 году. Смотря на эту картину, возникает впечатление, что автор изобразил настоящего книжного червя.
Эта объемная композиция в которой воплощен образ стереотипного работника библиотеки, который выработан за много лет.
Это такой мужчина с бородой не понятного возраста, он весь обложен книгами.
Библиотекарь словно выходит из-за закрытой темной шторы, чтобы принести из архива несколько книг читателю. Он уже много лет работает в библиотеке, полностью погружен в свою деятельность. Этот книжный червь знает, как помочь читателям с выбором нужной книги, и где какая на какой полке находится.
В руках и на груди он придерживает книги разных цветов и размеров, они также изображены в виде руки, головы и туловища. Некоторым изображенный библиотекарь может показаться занудным, немолодым работником, который ревниво оберегает книжные богатства.
Этот образ созданный автором при помощи визуального каламбура в виде символической фигуры, которые так удавалось создавать художнику. Данные трансформации в 20 веке были в качестве источника для вдохновения и подражания известным всем художником-сюрреалистом Сальвадора Дали.
История написания
Картина «Библиотекарь» была написан в экспериментальной технике, которая начала новое направление того времени – кубизм. Полотно обладает следующими характеристиками:
Работа выполнена в 1562 году.
Джузеппе Арчимбольдо в качестве полотна использовал холст.
Сама работа выполнена маслом.
Сегодня картина «Библиотекарь» располагается в Замке Скоклостера в Швеции.
На протяжении многих лет искусствоведы считали, что полотно «Библиотекарь» находится в замке Скоклостера. На самом деле никто не знает даже настоящего названия работы. Картина стала называться «Библиотекарем» в результате инвентаризации, которая проводилась в XX веке.
Многие считают, что полотно Джузеппе Арчимбольдо была доставлена в Швецию генералом Кенигсмарком, который получил ее в качестве трофея. Согласно научному исследованию 2011 года, «Библиотекарь» — поздняя копия оригинальной версии полотна, местоположение которой остается неизвестно.
Особенности картины
«Библиотекарь» — картина, написанная на холсте размером 97х71 см. На холсте отображен набор предметов, которые крайне характерны профессии библиотекаря. Все объекты объединены таким образом, что они напоминают портрет.
За основу изображения мастер взял множество книг, которые обладают различными размерами и толщиной. Также на полотне «Библиотекарь» виднеется раскрытая книга, страницы которой растопорщены. Такое положение книги напоминает волосы. За основу уха мастер взял ленты, которыми были перевязаны книги. В качестве носа выступает небольшая книжка, которая располагается корешком.
Торс персонажа также сложен из книг, а рука, расположившаяся на плоскости – несколько больших томов, которые уложены таким образом, что позволяют имитировать плечо. В качестве пальцев были использованы интересно уложенные закладки в книгах. Чтобы завершить форму библиотекаря, Джузеппе Арчимбольдо использовал крупную драпировку, расположившуюся на дальнем фоне.
Если говорить о цветовых оттенках картины «Библиотекарь», Джузеппе Арчимбольдо использовал светлые и изящные оттенки, нейтральный фон и серо-голубую «дымную» ткань. Все краски полотна передают некую легкость и воздушность образа.
Биография художника: краткие сведения
Джузеппе Арчимбольдо – живописец, картины которого покорили всех любителей искусства. Родился художник в 1527 году в Милане. Отец мастера был тоже художником. Именно у своего отца маленький Джузеппе Арчимбольдо научился основам и уже в юном возрасте помогал расписывать церковь. Также стоит отметить следующие интересные факты из жизни живописца:
Джузеппе Арчимбольдо был придворным художником, поскольку он служил императору Фердинанду, а после – его сыну Максимилиану II.
Художник пробовал свои силы не только в написании картин, но и в создании эскизов одежды и дизайна помещений.
Большая часть работ Джузеппе Арчимбольдо выполнена с помощью подручных средств – цветов, овощей, фруктов, корней.
Руке мастера принадлежат скандальные портреты многих монархов.
Джузеппе Арчимбольдо принято считать мастером анекдотов и капричозы, поскольку художник создавал полотна с юмористическими целями.
Многие картины мастера обладают двусмысленным мотивом.
Жизнь джузеппе Арчимбольдо практически не документирована. Много фактов из его жизни остаются неизвестными, как и его картины. Умер живописец в 1593 году.
«Библиотекарь» — картина, которая относится к серии портретов, написанных для императорского окружения. Тематика полотна соответствует таким полотнам, как «Повар» и «Юрист».
В период создания работы, Джузеппе Арчимбольдо написал несколько антропоморфных портретов, для которых использовал самые разнообразные предметы, связанные с деятельностью этих людей.
Тем не менее, «Библиотекарь» является первой работой. В которой живописец не использовал компоненты природы.
Заключение
Работа «Библиотекарь» — невероятная картина, которая положила начало такому стилю как сюрреализм. Мастер опередил время, заглянув вперед. «Библиотекарь» — первая работа, где не встречаются элементы природы, а есть только книги.
Джузеппе Арчимбольдо для написания полотна использовал книги, крупные тома и небольшие компоненты, которые он выполнял в абрикосовых, серо-голубых и золотисто-бежевых оттенках. Именно такой окрас придает работе невесомости и легкости.