Более всех других деревьев Шишкин любил сосны и дубы; первые — за изящество, вторые — за могучую силу, заключенную в них. Об этой любви свидетельствует и представленная работа, отличающаяся изысканной светотеневой «аранжировкой».
Во второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько (но не кардинально) меняется: «тон почуял» (И. Н. Крамской), то есть стал уделять больше внимания общему атмосферному состоянию, объединяющей предметы световоздушной среде, но, в противоположность тенденциям эпохи, сохранял ясность и цельность видения предметной формы: Сосны, освещенные солнцем (1886), Дубы (1887), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892) и др.В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
Картину Мордвиновские дубы Шишкин написал в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума, когда он жил в этих местах летом 1891 года.
И. Н. Крамской писал о Шишкине: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…»
«Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение — это сама работа!», — утверждал Шишкин. «Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение, — вспоминала его современница. — Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».
«Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Ив. Ив. Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей, обладающих равным талантом, представляет собою такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какой является этот истинный «поэт природы»», — говорил В.И. Немирович-Данченко (1895 г).