Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) -
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)Будущий великий художник Рембрандт родился 15 июля 1606 года в благодатную эпоху расцвета всех областей духовной культуры в Голландии. Это время, когда национальная литература, архитектура, живопись и театр развивались особенно бурно. Но ни одна из областей искусства, в этот «золотой век», не создала так много культурных ценностей, признанных на мировом уровне, как живопись.

Изобразительное искусство Голландии созревало в годы революции, освободительной борьбы и послереволюционного подъема. Очевидно, именно поэтому национальная живопись носит такой выраженный демократический характер. Художники Голландии, уже в XVII веке, имели редкую возможность открыто выражать свои идеи и отношение к окружающей действительности. Их произведения отличает смелый реализм в отношении изображения человека и его жизни.

Все творчество Рембрандта пропитано наивысшим воплощением голландского реализма, который был необычайно близок душе самого художника. Его произведения поражают широтой тематического охвата, что является большой редкостью в истории мирового искусства.

Ранние годы

Ранее детство Рембрандта проходило в городе Лейдене (Нидерланды), где его отец держал мельницу на берегу одного из притоков Рейна. Собственно приставка «Ван Рейн» является родовым прозвищем живописца, буквально означающим «который с Рейна».

После окончания латинской гимназии, в 1620 году, мальчик около года провел в Лейденском университете. Именно там впервые проявились его способности к рисованию. Юный художник стал обучаться у местного живописца Якоба ван Сванненбюрха. Но вскоре перебрался в Амстердам, где нашёл более именитого учителя, Питера Ластмана (1583-1633). Новый наставник Рембрандта был представителем группы голландских художников, занимающихся исключительно изображением античных и библейских сюжетов.

Исторические картины Ластмана увлекали зрителей красочными подробностями мизансцен из быта древних народов. Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Из-за этого, несмотря на несомненное мастерство исполнения и умение создавать реалистические детали, все его картины отличаются надуманностью и театральностью даже реальных событий. Тем не менее, многие характерные черты живописи Ластмана значительно повлияли на становление стиля Рембрандта, даже не смотря на то, что он провел в его мастерской всего около полугода.

В возрасте девятнадцати лет Рембрандт возвращается в родной Лейден. Здесь он начинает сам практиковаться в искусстве живописи. Все картины «лейденского» периода отличаются аккуратностью, резкими переходами цвета и света и немного строгой суховатой манера письма, что выдает неопытного начинающего художника.

С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Заказов было мало, поэтому художник без устали практиковался на самом себе, своих родственниках и близких. В это время он пишет множество автопортретов, изображая себя с различными выражениями лица: смущенным, улыбающимся, смеющимся, раздраженным. Так Рембрандт начал совершенствовать свои возможности реалистичной передачи психологических состояний своих героев. Практически все ранние автопортреты отличаются поверхностностью, и даже грубостью, что объясняется молодостью и неопытностью художника.

Зато, первые опыты живописца в области печатной графики, также относящиеся к лейденскому периоду, гораздо интересней. Данных о том, у кого Рембрандт учился искусству офорта, не сохранилось. Однако, его ранние гравюры уже отличаются большим мастерством исполнения, а также глубоким пониманием рисунка.

Судя по гравюрам Рембрандта, он предпочитал выбирать персонажей для своих произведений, из самых низов голландского общества. Его офорты, посвященные нищим, калекам и бродягам, были настолько искусны, что привлекли к его творчеству общественное внимание. У Рембрандта появилось больше заказов, к нему стали приходить ученики, художнику стали предсказывать большое будущее.

Первое время живописец подписывал свои произведения монограммой собственного сочинения «RHL» — Рембранд Хармен (имя отца) Лейден (родной город). Однако, после переезда в Амстердам в 1631году он стал подписываться одним именем, подобно великим мастерам Рафаэлю и Тициау.

После переезда в Амстердам у живописца наступил один из успешных периодов в его творчестве и жизни. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. В январе 1632 года Рембрандт посещает лекцию выдающегося врача Николаса Питерса, во время которой слушатели были свидетелями вскрытия тела вора. Медики имели право вскрывать трупы тех преступников, которые были приговорены к смертной казни. Случалось это крайне редко, поэтому всегда было настоящим событием. Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага).

В процессе создания этого произведения, автор выступает как глубокий психолог, которому удалось тонко подметить и передать сложную картину личностных взаимоотношений. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Для Голландии, разновидность портрета, изображающего человека за его любимым делом, была очень распространена. Такая картина требовала широкого использования предметов быта — включёние в сюжет окружающих элементов, характеризующих жизнь портретируемого. Наиболее сложной задачей для художника, было сохранение преобладания портретного образа над бытовым, Рембрандт с этой задачей справился блестяще.

Во взглядах персонажей картины — восхищение от прослушанной лекции, продемонстрировавшей удивительно глубокие познания лектора. Пришедшие хирурги напряжены, сравнивая анатомию вскрытой руки с тем, что изображено в большой книге, лежащей у его ног. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. Как и положено настоящему профессионалу, врач не испытывает ни страх, ни робость, ни смущение. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Даже слуга врача, принимающий плащ у пришедшего хирурга на заднем плане картины, нисколько не испуган зрелищем.

Картина помогла Рембрандту получить признание амстердамской публики. Ему стали поступать множество заказов на портреты знатных господ, которых он всего за первые два года создал более пятидесяти. Популярность художника росла вместе с его благосостоянием.

Рембрандт был страстным коллекционером. Большую часть заработанных денег он тратил на приобретение произведений искусства, старинных костюмов и антикварных вещей. Во время описи его имущества, среди произведений его обширной коллекции, были картины Рубенса, Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Ван-Дейка, Питера Брейгеля и других мастеров.

Успех и личное счастье

Всего через два года своей жизни в Амстердламе, Рембрандт женится. Супругой живописца стала дочь богатых патрициев Саскии ван Эйленборх. Художник очень любил супругу и часто создавал её портреты в самых разных образах: в привычном костюме голландской бюргерши, или в одеждах, преображавших её в героиню библейской или античной мифологии.

В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Женщина беременна, её голова украшена венком, в котором явно просматриваются тюльпаны, указывающие на её голландское происхождение. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. Поражает, с каким мастерством выписана ткань её одежды, вызывающая желание притронуться к холсту, чтобы ощутить нежность атласа. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. Образ юной Саскии очень трогателен и сильно отличается от царственной женщины, которой она предстает перед нами в картине, написанной годом позже.

Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. Женщина на картине очень похожа на Саскию. Сюжет картины повествует о Софонисбе, дочери карфагенского полководца, которая жила во время ожесточенной войны Рима с Карфагеном. Отец выдает её за царя Сифакса, погибающего в битве с Масиниссом, который, в свою очередь, захотел взять царицу себе в жены. Но, римляне запрещают этот брак, и тогда Масинисс присылает чашу с ядом Софонисбе, выпитую царицей без раздумий.

Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Одной рукой он нежно придерживает спутницу за талию, другой – поднимает роскошный бокал, как бы предлагая и зрителю выпить за их семейное счастье, разделив праздник его души. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене.

Религия и мифология

На рубеже 16-17-го веков, Рембрандт был увлечен исторической живописью, к которой по традиции того времени относились и мифологические истории античности, а также библейские сюжеты. Не смотря на то, что во многих работах живописца явно прослеживается влияние его учителя Ластмана, его полотна значительно выделялись на общем фоне расцветшей голландской живописи.

Дело в том, что Рембрандту великолепно удавалась глубоко индивидуальная трактовка каждого образа. Не смотря на схожесть колорита, композиционных приемов и костюмов его героев с полотнами Ластмана, художнику удалось выработать собственный неповторимый стиль, основанный на стремлении передать истинные чувства самого человека такими, какие они могли бы быть в реальности. Оставаясь в рамках традиционных мифологических и библейских сюжетов, картины Рембандта лишены надуманности и театральности.

В полотнах исторической серии, необыкновенно ярко раскрывается талант Рембрандта – рассказчика, его стремление показать противоречивость и двойственность человеческой натуры, в которых, по мнению мастера, лежат мотивы любого поступка.

Большое влияние на творчество живописца оказала философия Паскаля, считавшего, что «человек — нечто прекрасное, хранящее в себе истину, с одной стороны, с другой стороны, — является сосудом неопределенности и ошибок, противоречащем самому себе».

Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Лица персонажей взволнованы и бледны. Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Непонятно происхождение света — либо он идет, откуда-то сверху, либо исходит от самого Господа. Дева Мария изображена в образе простой женщины. Лицо Богоматери также озарено светом. Ее фигура расположена справа, по обе стороны от нее – люди, которые помогают Марии держаться на ногах, её состояние говорит о глубочайшей скорби. На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа.

Рембрандт намеренно изобразил всех участников этого действа простыми людьми, чтобы подчеркнуть, что смерть Сына Божьего является общечеловеческим горем. Эту картину, одну из пяти заказанных принцем, художник позже повторил, но уже в большем масштабе.

Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Христос подошел к нему и предложил выполнить то, что требовал Фома в качестве доказательства — вложить свои пальцы в раны. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа.

Картина написана темными красками, и лишь центральная часть композиции освещена ярким светом, излучаемым фигурой Иисуса. Необыкновенная игра света и тени, присущая полотнам мастера, передает внутреннюю динамику эпизода, его волнующий характер.

Следующей работой, посвященной библейскому сюжету, стало полотно «Пир Валтасара» (1635 год, Национальная галерея, Лондон). На картине классическая история, связанная с правлением и смертью Валтасара — последнего вавилонского царя, виновного в падении Вавилона (согласно Книге пророка Даниила).

Когда Вавилон был осажен, в нём хранилось достаточное количество запасов продуктов, с которыми жители могли бы долго не волноваться о пропитании. Но царь Вавилона, Валтасар неожиданно решает устроить по совершенно незначительному поводу роскошное пиршество, пригласив на него почти тысячу вельмож и придворных. На картине кульминационный момент истории, когда в самый разгар пира за спиной царя появляется рука, пишущая некие слова. Царь, фигура которого расположена в центре композиции и занимает практически все её пространство, оборачивается, чтобы понять, что происходит. Справа от него, как опрокидывает на себя вино из драгоценного сосуда, пригнулась в страхе одна из пиршествующих дам.

Согласно Евангелию, придворные мудрецы царя Валтасара не смогли прочитать волшебную надпись. Тогда вавилонский правитель приглашает пророка Даниила, расшифровавшего письмена. Текст на стене дворца гласил: «Бог исчислил царство твое и положил ему конец. Ты взвешен, и вес твой не велик. Разделено царство твое и отдано персам и мидянам». Согласно библейскому повествованию, той же ночью, царь халдейский Валтасар был убит.

Картина «Жертвоприношение Авраама» (1635 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), продолжила серию сюжетов из священной книги. Холст окутан полумраком, лишь три фрагмента выхвачены светом: тело молодого Исаака со связанными за спиной руками, ожидающего согнувшись, смертельный удар; бледное от горя и ужаса лицо Авраама, понимающего, что он вот-вот должен по велению Бога заклать собственного сына; и фигура ангела, словно ворвавшегося в композицию из облаков, чтобы избавить героев от происходящего ужаса.

На протяжении всего творчества, в изображении человека, Рембрандта привлекали эффектные в своем выражении чувства страха, боли, состояния радости, горя, негодования, удивления — все, что видно невооруженным взглядом, а не внутренние переживания, сокрытые глубоко внутри.

Особенно заметно это в крупных, многофигурных произведениях, таких, как например, картина «Ослепление Самсона» (1636 год, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). В основе полотна один из драматических эпизодов библейских сказаний.

Могучий Самсон попадает в руки врагов, из-за предательства своей возлюбленной – прекрасной и коварной Далилы, предавшей Самсона за вознаграждение. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Динамичная композиция работы насыщена цветовыми контрастами тьмы и яркого света, излучаемого фигурой силача, создающими ощущение тревоги и ужаса. Вокруг все смешалось в жестокой борьбе, а на заднем плане видна стремительно убегающая Далила.

Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». Анализ холстов показал абсолютно идентичную структуру, возможно, оба они были отрезаны от одного куска. Работы связаны не только основа и размер, но и композиционное построение, которое придает работам монументальность за счет того, что фигуры на них изображены в полный рост. Существует также версия, что художник подарил обе эти работы Константину Хейтенсу — секретарю принца Фридерика Хендрика, благодаря которому у Рембрандта было множество заказов.

Эту догадку подтверждают также письма художника, в которых он извещает Хейтенса, что завершил две картины, которые, в знак благодарности, хотел бы преподнести ему. Их сюжет не указывается, но вероятнее всего, автор имел в виду эти произведения.

Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии. Рембрандт датировал полотно 1636 годом, однако знатоки его творчества относят работу к более позднему периоду. Связано это с тем, что для раннего периода творчества мастера ещё не были характерны те сила и глубина, с которыми написана эта работа. В лабораториях Государственного Эрмитажа были проведены тщательные исследования под рентгеновскими лучами, которые развеяли все сомнения: полотно, действительно, написано в 1630-е годы, однако, в последующие десятилетия оно подвергалось значительной авторской переработке.

Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Но влюбленный в Данаю верховный бог Зевс все-таки проник к ней, приняв обличие золотого дождя. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Рембрандт не стал изображать на картине идеальное женское тело, как это было принято среди других художников. Его Даная далека от идеалов совершенной красоты, но обратите внимание на её лицо, сколько в нём надежды, вдохновения, оно полно любви и веры. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом.

Продолжая тему активных дискуссий, ведущихся по поводу картины, надо отметить, что в лице Данаи мало сходства с прекрасно известным обликом Саскии. Проведенная рентгеноскопия разрешила и эту загадку. Дело в том, что полотно не предназначалась для продажи, долгое время оно хранилось в личной мастерской художника, вплоть до его полного банкротства, после которого все его вещи были изъяты и распроданы.

Рембрандт постоянно возвращался к своей любимой работе, переписывая её в соответствии с новым уровнем профессионального живописного видения или в зависимости от состояния души и настроения. Переписывая черты лица Данаи, он то придавал ему характерные особенности Гертьё Диркс, служанки, которая жила в его доме после смерти жены, то придавал сходство с Хендрикьё Стоффелс. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее.

Судьба картины была не простой, и после смерти Рембрандта. После распродажи имущества художника, она сменила целый ряд частных владельцев, вплоть до 1772 года, когда была куплена Екатериной II. В дальнейшем её поместили в зал Государственного Эрмитажа, где она подверглась нападению маньяка в 1985 году, который нанес полотну два ножевых удара и облил его кислотой. К счастью, реставраторы все-таки спасли шедевр, сохранив его для зрителей.

Во время раннего периода своего творчества, Рембрандт практически не уделял внимания пейзажу. Лишь спустя годы, под тяжким гнетом жизненных обстоятельств, художник обратил свой взор на природу и то утешение, которое она может дать человеку. Тем не менее, в 1638 году живописец создает прекрасную картину «Пейзаж с каменным мостом» (Риксмузеум, Амстердам). Полотно наполнено борьбой света и тени, эмоциональностью композиции и колористического решения и общей динамикой.

Словно бы протискиваясь через густые облака, поток яркого солнечного света струится на два дерева, изображенные в центральной части картины. Все остальное — люди в лодке, спешащие домой испугавшись начинающейся грозы, мост через реку, погружено в полумрак. В единственном фрагменте сюжета, озаренном солнцем, видны очертания покосившегося старого забора, листьев и проходящего мимо человека.

Непризнанный мастер

Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников. А как известно, именно мода диктует свои вкусы буржуазии, бывшей в то время самым многочисленным и успешным классом в Голландии. Рембрандт не желал потакать никаким модным тенденциям, он четко видел свой путь в искусстве, наполненный глубоко индивидуальными чертами. Главной темой творчества живописца всегда был человек, его внешняя жизнь и потаенные желания, жизнь без фантазий и надуманности, такая, какая она есть.

Реалистический стиль творчества художника смущал современников своей голой правдой. Это привело к неминуемому конфликту между мастером и буржуазным обществом. Первое крупное столкновение Рембрандта и общественного мнения случилось из-за крупного заказа на групповой портрет амстердамских стрелковой роты, под предводительством лейтенанта Виллема ван Рейтенберга и капитана Франса Баннинга Кока, над которым художник работал около двух лет.

Масштабное произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока» (или «Ночной дозор», Риксмузеум, Амстердам), законченное мастером в 1642 году, изображает памятное историческое событие, предположительно, участие амстердамских стрелков в торжественной встрече французской королевы Марии Медичи в 1639 году.

Картина изображает роту капитана Кока, которая выходит из темного пространства на залитый ярким светом передний план. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. Стрелки на картине чистят и разбирают свои пики, кто-то раздает распоряжения, активно жестикулируя, знаменосец разворачивает пестрое полотнище. В правой части картины расположен пожилой мужчина, выбивающий барабанную дробь, возле его ног лает собака. Эти разнородные действия, создающие как бы легкое ощущение хаоса, исполненные шумом и динамикой, оставляют очень живое впечатление.

Общее колористическое решение полотна довольно темное, разбавленное лишь двумя яркими желтыми пятнами: в центре справа — фигурой невысокого мужчины — лейтенанта Виллема ван Рейтенберга, а справа — маленькой девочкой в желтом платье. Стрелки изображены вперемешку с прохожими, что производит впечатление некой неразберихи. Только капитан Кок, опершись о свою трость, абсолютно невозмутимо беседует с кем-то.

Идея Рембрандта изобразить коллектив людей, объединенных единым порывом гражданских чувств, увы, осталась непонятой и не принятой амстердамским обществом. Стрелки, оплатившие заказ, чтобы попасть на полотно, остались недовольны, что в картине присутствуют совершенно посторонние люди. И ещё больше их возмутило то, что лица некоторых заказчиков были заслонены другими фигурами.

Эта картина стала переломным моментом в жизни художника. Пока Рембрандт писал полотно, от туберкулеза скончалась его горячо любимая жена Саския, которой было всего тридцать лет. Возможно, это событие также повлияло на художника, изобразившего на полотне маленькую девочку, лицо которой чем-то напоминает юную жену живописца.

Большой и неоднозначный общественный резонанс по поводу «Ночного дозора» подкосил популярность Рембрандта, которая с тех пор стала только падать. Уменьшалось число заказов, уходили ученики. В жизни мастера наступил очень непростой период.

Растерянный и расстроенный Рембрандт стал искать уединение и утешение в природе. Как следствие, мастер сильно увлекся пейзажем, которому ранее не придавал значения. Душевное состояние живописца можно оценить по тем видам, которые он выбирал для своих полотен — это были вовсе не эффектные виды, а тихие, скромные, уединенные уголки.

Помимо живописи, в огромном наследии Рембрандта значительное место занимают гравюры и рисунки, исполненные мастером с не меньшим талантом, чем его живописные полотна. Художник создавал гравюры в технике офорта. Суть методики в процарапывании иглой рисунка на металлической доске, покрытой лаком, которая в конце обрабатывается кислотами. Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. И способ гравирования, и полученный оттиск называются офортом. Всего, мастером создано около трехсот гравюр офортом, принадлежащих к величайшим мировым достижениям в области графики. Также, до нашего времени сохранилось около полутора тысяч рисунков художника.

Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). В левой части гравюры нанесены многочисленные вертикальные линии, создающие впечатление льющегося стремительными струями дождя. Правая и центральная часть офорта не испещрена штрихами, от чего небо и все пространство композиции кажутся сияющими, просторными, открытыми. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком. Очищенная и словно возрожденная природа, создает жизнеутверждающий и оптимистичный настрой. Три дерева, возвышающиеся в правой части композиции, кажутся осью этого мира, животворным началом — так полноценно и ясно воплотилось в них все, что есть вокруг: в кряжистых стволах — мощь терпеливой земли; в трепетании листьев на ветвях — вольное стремление воздуха.

Не смотря на увлечение гравюрой, Рембрандт никогда не прекращал совершенствовать и сов живописный стиль. В 40-х годах его изобразительные приемы становятся ещё многообразней, композиционное построение смелее, колорит — насыщеннее и темпераментнее, в нём превалируют яркие тона красного, коричневого, золотистого цветов. Преобладающей тематикой по-прежнему являются библейские и евангельские сюжеты, раскрывающие простые человеческие качества: материнскую и супружескую любовь, страдание, милосердие, доброту. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.

Читавшая книгу дева Мария прерывается, чтобы поправить покрывало на Младенце, закрыть Его от чрезвычайно яркого света. Жест Богоматери наполнен бесконечной любовью и заботой. Иисус сладко спит, его лицо, как всегда, озарено божественным сиянием. На заднем плане картины работает муж Марии. Этот эпизод из жизни молодой семьи мог бы показаться банальным, если бы не парящие в небесах ангелы.

В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Сусанна направляется к купальне, расположенной в её саду, вдруг из укрытия выходят два старца, которые начинают склонять девушку разделить с ними ложе. Они угрожают Сусанне, что в противном случае будут лжесвидетельствовать, что Сусанна, прелюбодействовала с другим мужчиной. Девушка категорически отказывается. Напуганная, она пытается прикрыть свою наготу покрывалом, но один из негодяев срывает его, продолжая настойчиво её уговаривать. Обувь красного цвета, оставленная Сусанной возле купальни, очевидно, является символом эротизма голландского искусства XVII века.

Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году. Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками. Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Иисус сидит в центре стола в трактире, залитом теплым светом, взгляд Его спокоен и сосредоточен. Мы практически не видим лиц апостолов, сопровождающих Христа — один из них поверну спиной, второй практически не различим. Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. Так художник подчеркивает, что для случайного человека встреча с Христом гораздо важнее, чем для знавших Его при жизни, потому что Господь выбирает своих последователей среди любого.

Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос, исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна), имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера. Мастером прекрасно передана игра света и тени. Офорт пользовался популярностью, сохранились сведения, что его оттиски продавались по очень хорошей цене.

В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии. Художники того времени, в соответствии с модой, писали в светлых тонах, легкими, гладкими, ровными, почти прозрачными мазками. Поэтому, работы мастера, любившего сочные краски, богатую фактуру, цветовые контрасты, плохо воспринималась публикой. Не желая менять свой индивидуальный стиль и потеряв поддержку и спрос, живописец жил на грани разорения.

Помимо творческой невостребованности у Рембрандта было множество проблем и в личной жизни. После смерти жены, художник увлекся няней своего юного сына Титуса — Гертьё Диркс, эта связь закончилась большим скандалом, после которого Гертьё навсегда покинула дом живописца.

Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования. В 1649 художник увлекся двадцатипятилетней служанкой Хендрикье Стоффелс, жившей в его доме. Живописец не торопился узаконить их отношения, чтобы не потерять права распоряжаться наследством покойной супруги, которое он хотел сохранить для сына Титуса. В ответ, церковный совет Амстердама отлучил Хендрикье от вечернего причастия, требуя прекратить постыдную внебрачную связь. Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию.

Художник посвятил своей новой возлюбленной несколько своих полотне, в том числе: «Портрет Хендрикьё Стоффелс» и «Молодая женщина, купающаяся в ручье».

В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Хендрикьё выглядит так, будто не подозревает о том, что является моделью для собственного супруга в этот момент. Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Черты лица спокойны и расслаблены.

В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника. В основе произведения — сюжет из Ветхого Завета, в котором повествуется, как однажды властелин Израиля Давид увидел с крыши своего дворца купающуюся девушку: «И он увидел с кровли обнаженную женщину; а та женщина была необыкновенно красива. И послал Давид разузнать, кто эта женщина? И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. И Давид послал прислужников взять её…» (Вторая книга царств). Сюжет, выбранный Рембрандтом, рассказывает нам историю о кровном преступлении, супружеской измене и божественном гневе. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Прекрасное тело героини буквально пропитано, залито светом, в композиции и колористическом решении полотна чувствуется неотвратимость судьбы.

Не имея больше потока заказов и лишившись практически всех учеников, художник, как и в молодости, стал много писать своих родственников, соседей, знакомых. В этот период было создано множество полотен, посвященных пожилым людям, которые имели достаточно свободного времени для многочасовых позирований.

Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Старость в интерпретации Рембрандта — это отнюдь не увядание жизни, а достойное завершение. Облик героя, с лицом, покрытым многочисленными морщинками, свидетельствует о мудрости и богатом опыте. Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. В спокойных очах старика отражается вечная память обо всем, что видел он в своей жизни, что пережил, о чем горевал, чему радовался. А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом.

Картина «Портрет пожилой женщины» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная в том же году, показывает нам героиню, смиренно сложившую руки у себя на коленях. В её взгляде сквозит усталость от повседневных забот.

Рембрандт любил работать вдумчиво, терпеливо и скрупулезно, иногда тратя на свои работы по два — три месяца, без конца переделывая их, снова и снова накладывая плотные, богатые пигментом краски. Рембрандт втирал краски в грунт, добиваясь эффекта глубокого пространства, рельефно лепил лица и руки героев из довольно густой красочной массы. Как писал один из биографов художника Арнольд Хоубракен: «некоторых из его героев можно было буквально «взять за нос» — настолько густо были наложены краски».

В 1656 году Рембрандта объявили банкротом, а ещё через два года его дом, как и все имущество, были распроданы за бесценок. В 1660 году живописцу пришлось поселиться в квартале бедных художников на дальней окраине Амстердама. От голодной смерти спасал лишь повзрослевший сын Титус, открывший собственное дело по продаже произведений искусства. Рембрандт и его новая супруга помогали ему как могли.

Редкие натюрморты Рембрандта, очевидно, относились к периодам его мрачных раздумий, так как практически во всех из них отчетливо представлена тема печальной обреченности растительного и животного мира, в которой художник видел ассоциации с человеческой жизнью.

Полотно «Разделанная бычья туша» (1655 год, Лувр, Париж) служит прекрасным примером такого печального натюрморта. Картина наполнена мертвой тишиной, в ней нет и намека на жизнь или динамику. В пустом помещении под потолком подвешена разделанная туша быка. Быть может, ещё вчера это не подозревающее ни о чем животное, паслось на зеленом лугу, а уже сегодня оно безвозвратно лишено жизни. Все живое на земле имеет свой срок, который все равно наступит рано или поздно.

В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Фигура всадника, как и сама картина, вызвала очень много споров, касающихся, в том числе авторства работы. Одежда молодого человека, шляпа, отороченная мехом, и кафтан придают ему некую театральность, что не было свойственно живописной манере Рембрандта. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет. Тогда откуда такое название? Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Лошадь изображена очень неуклюже, что никак не вяжется с тем, чтобы сам Рембрандт мог так написать животное.

В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Полотно написано в присущем Рембрандту стиле — широкими смелыми мазками, яркими сочными красками. Образ Иакова исполнен величия и достоинства. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Красное бархатное покрывало на переднем плане необычайно оживляет полотно и привнес в него нотки торжественности и значительности момент.

Поздний период творчества

Потеряв дом, имущество, свою богатейшую коллекцию полотен мировой живописи, Рембрандт писал близких и дорогих своему сердцу людей — сына и Хендрикьё, помогающих и поддерживающих его в трудную минуту жизни.

Одним из самых лучших произведении является трогательный «Портрет сына Титуса за чтением» (около 1656, Художественно — исторический музей, Вена). Перед нами живое воплощение юности, свежести и задора. Мальчик живет в своем мире книг, фантазий и удивительных мечтаний. По лицу увлеченно читающего Титуса бегают искрящиеся солнечные зайчики, на его губах играет улыбка. Черты лица и рыжие кудри мальчика напоминают его мать Саскию.

С большим чувством теплоты и нежности художник пишет «Портрет Хендрикьё Стоффелс» (около 1656 года, Государственный музей, Берлин). После разорения живописец наконец-то мог сочетаться законным браком с любимой. Поженились они где-то в 1660-х, поскольку в многочисленных документах, относящихся к этому периоду, Хендрикьё уже упоминается как супруга Рембрандта.

На портрете, молодая, миловидная женщина стоит в домашней одежде возле проема окна. Ее взгляд устремлен вперед, возможно, она ждет любимого, который вот-вот придет. Полотно прекрасно отражает извечную женскую долю: ожидания, проводы, встреча родных и забота о них.

Полотно «Евангелист Матфей и ангел» (1661 год, Лувр, Париж) показывает нам Матфея, в трактовке Рембрандта. Здесь он предстает перед нами как крепкий, мужественный человек, имеющий большой жизненный опыт. Теперь, состарившись, он сидит за столом и записывает Евангелие со слов ангела. В работе явно отражено философское послание автора — человек, рождаясь, проходит через муки, он трудится, радуется, страдает, его лицо покрывается морщинами, тело увядает, после чего приходит смерть.

В том, как нежно и заботливо Ангел положил свою руку на плечо старца, отражается мысль художника, как важно всем нам в преклонном возрасте ощущать возле себя родного, близкого человека, который будет о нас заботиться.

В 1660 году, Рембрандт, наконец, получает новый крупный заказ от амстердамского цеха сукноделов. Художник пишет замечательный групповой портрет старейшин суконного цеха, названный «Синдики» (Амстердам, Риксмузеум). Характеризуя своих героев, живописец сосредотачивает внимание на их профессиональной скромности и честности. Пятеро синдиков и слуга (подчиненная роль которого вовсе не чувствуется в полотне) смотрят на зрителя внимательным взглядом. Лица героев выражают добросовестность, порядочность, ум.

Французский живописец, историк искусств и писатель Эжен Фромапген, прекрасно охарактеризовал умение Рембрандта создавать необыкновенные пейзажные композиции: «они заняты, хоть и не двигаются, разговаривают, хоть и не шевелят губами. Никто не позирует, все живут».

Строгие черно-белые одеяния героев разбавлены золотисто-коричневыми цветами панелей и красной скатертью. На столе перед ними лежит раскрытая книга — цеховой Устав, содержащий стандарты качества работы суконщиков Амстердама. Книга явно введена в потрет по просьбе заказчиков полотна, тем не менее, автору удалось избежать ощущения надуманности сюжета, полного глубины и содержательности.

По сохранившимся свидетельствам, эта картина, как в своё время нашумевший «Ночной дозор», вызвала множество обсуждений и споров. Рентгеноскопия показала, что холст претерпевал две крупные переработки — в 1661 и 1662 годах. Точные причины, почему произведение переделывалось, до нас не дошли.

Судьба великого художника, с годами становилась все печальней. Демонстративное непризнание творчества, постоянно ухудшающееся материальное положение и смерть двух самых близких людей (в 1663 умерла Хендрикьё, а в 1668 художник потерял своего единственного сына Титуса), сильно повлияли на душевное состояние художника. Тем не менее, Рембрандт ни разу не усомнился в верности собственного пути.

Несмотря на испытания, потерю родных, банкротство, уменьшение числа учеников и количества заказов, крайне бедственное материальное положение, он продолжал творить, создавая все новые шедевры подлинно реалистического искусства.

Поздние работы Рембрандта лишены движения, шума, эффектов. Сюжеты спокойны, словно именно в эту секунду, выхваченную художником из жизни героев, мир вокруг них замер, все застыло в ожидании рокового момента. К таким полотнам относится картина «Давид и Урия» (около 1665 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на которой изображен мужчина, выходящий из шатра с письмом, лежащим у него за пазухой. В письме – смертный приговор Давиду, который, зная это наперед, смотрит ему в глаза смиренно и молча.

Величайшие шедевры, созданные перед смертью

Картина «Еврейская невеста» (около 1666 года, Риксмузеем, Амстердам) относится к величайшим шедеврам мастера. Полотно вызвало множество споров. Одни считали, что на картине изображена одна из библейских супружеских пара: Ревекка и Исаак, Рахиль и Иаков или Руфь и Вооз; другие видели здесь сына художника Tитуса и его невесту Магдалену вал Лею, третьи считали, что это портрет современников живописца поэта Мигеля де Барриоса и его супруги.

Общепризнанно одно, кем бы ни были герои, позировавшие Рембрандту, эта работа является одним из самых трогательных и необыкновенных изображений супружеской пары. Другой великий художник, Вансент Ван Гог так описал её: «Эта нежность, за которой таится боль, это бесконечное, полуоткрытое, сверхчеловеческое, и в то же время такое естественное».

Герои картины одеты в оранжево-красные и золотисто-желтые цвета, залиты ровным интенсивным светом, символизирующим яркое пламя их любви. Вся поза мужчины, заботливо склонившегося к своей супруге, нежно обнимающего её за плечо, касаясь другой рукой её груди, говорит о бесконечной заботе и нежности к своей женщине, любви и восхищении ею. В свою очередь девушка трепетно касается его руки кончиками пальцев, она спокойна за свою судьбу, доверенную её новому супругу.

Вторым величайшим шедевром мастера, написанным в конце его жизни, стало полотно «Возвращением блудного сына» (1668 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оно стало блестящим завершением творческого пути Рембрандта.

Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок. Лишь плащи отца, обнявшего своего сына, и стоящего справа мужчины, горят огнем. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков.

Композиция картины проста. На переднем плане стоит на коленях сын, в надежде на его прощение склонивший голову к ногам отца. Двое не смотрят друг на друга, не разговаривают, не видят глаз, но в самих их позах заключена огромная близость и любовь, которая может быть только между двумя родными людьми, бесконечно дорогими друг другу. Художник выписывает стертые подошвы старых башмаков сына, чтобы мы поняли, насколько долгий путь он проделал, до того, как предстать перед своим измученным отцом, обнимающим его своими натруженными руками. Выразительны и лица окружающих главных героев персонажей, они очень выразительны и полны благоговения.

Величайший художник, Харменс Ван Рейн Рембрандт, оставивший миру богатейшее культурное наследие в виде более чем шестисот живописных произведений, полутора тысяч рисунков и трехсот офортов, умер 4 октября 1669 года в забвении и нищете. Он похоронен на кладбище Вестеркерке в Амстердаме, рядом с теми, кого больше всего любил при жизни: Саскией, Хендрикьё и Титусом.

Все перипетии творческой и личной жизни великого художника не смогли сломить его дух и подорвать работоспособность. Как и гений Возрождения, Тициан, Рембрандт творил практически до последних дней своей жизни, неустанно создавая шедевры, стараясь проникнуть в суть человеческой жизни и душу самого человека, который всю жизнь был главным героем его потрясающих полотен. Тот неоценимый вклад, который внес в голландское искусство Рембрандт, ни разу не изменивший выбранному творческому пути, совершил настоящий переворот в национальном и мировом искусстве и поставил его на путь непрерывной эволюции.