Готика – это состояние человеческой души! -
Готика

Готика – это состояние человеческой души!

Готика – это состояние человеческой души!Что первое приходит в голову когда речь заходит о готике?

Готика – это состояние человеческой души! Это состояние души, которое неистово прорвалось в мир прекрасной будоражащей архитектурой. Огромные храмы, прокалывающие небо своими устремленными в космос башнями, ребристые своды, в тенях которых, кажется, скрывается что-то притягательной мистическое.

Представьте себя в готическом храме: высокое каменное сооружение, рядом с которым чувствуешь себя маленьким, ничтожным, угнетенным, но стоит зайти в него, как на тебя сходит откровение. Сквозь яркие стёкла витражей падает свет. Атмосфера в храме становится мистической и теперь ты чувствуешь себя частью огромного мира, ощущаешь единение с ним. Готика, ворвавшаяся в мир на пике людской боли и отчаяния, вобрала в себя весь спектр чувств человека. Этот спектр чувств заиграл особыми красками в испанской готике.

О ней мы сегодня и поговорим. Испанская готика, родившаяся ориентировочно к XIII веку, развивалась постепенно и неуверенно. Это было связано с раздробленностью Испании и большим влиянием местных традиций, тесно сплетающихся с воздействием арабского искусства. Особенный местный колорит сделал испанскую готику узнаваемой и неповторимой. Например, цистерианцы внесли приёмы в размещении стрельчатых арок, их форм и ребер свода. В системе неверного каркаса проявились мавританские приёмы: теперь свод, увенчанный средокрестием, стал опираться на арки. Те, в свою очередь, располагались крест-накрест и между ними расцветала, поражающая воображение, богато украшенная звезда с восемью лучами.

Испанская готика в большей степени проявлялась в строительстве храмов. Светское строительство по-прежнему было традиционно и возводилось в привычном для Испании стиле. Первые испанские готические соборы были воздвигнуты в Бургосе строительство начато около 1222 года и Толедо (1226).

Архитекторы того времени легко отходили от строгого плана постройки и это было характерно для строительства того периода. К первичному плану добавлялись различные пристройки и капеллы. Важной особенностью являлось и расположение внутренней пространство хора. Оно располагалось строго с востока на запад. Отделялось помещение роскошно декорированным заграждением. За заграждением размещалась главная капелла, в которой находился алтарь. Он отделялся от за алтарного пространства роскошным ретабло (от исп.retablo – большой заалтарный образ в латиноамериканских и испанский церквях XV—XVIII веков). Такие заграждения превращали капеллу в отдельную церковь внутри собора, создавая ощущение отдельного мира внутри постройки. В испанских готических соборах господствует приглушенное освещение. Хорошо освещались лишь хор и алтарь. Это достигалось с помощью фантазийных фонарных башен, но в целом окна церквей строились сравнительно скромных размеров. Исключением является, пожалуй, только всем знакомый собор, построенный в Леоне (1205–1288).

Архитектор почти полностью занял стены огромными витражами, через которые собор насквозь пронизывал мистический свет. Об испанской готике можно говорить долго и взахлеб. Она по-прежнему будоражит сердца скрытыми в ней откровениями, великолепно сочетая в себе такую привычную готическую строгость и испанскую страстность.

Перед нашими глазами встают силуэты Кафедрального Собора Барселоны, Севильского собора, Собора в Толедо и Леоне, Собора Авилы. Их величественные стены хранят вековое наследие и берегут гробницы значимых персон тех веков. Но по сей день все это великолепие раскрывается нам, как только мы перешагиваем порог испанских готических церквей.