Когда-то давно существовало прекрасное поселение – Помпеи – которому суждено было однажды исчезнуть с лица земли, быть погребенным под пеплом Везувия. Мы знакомы с этой историей в основном благодаря ее живописному воплощению на полотнах Карла Брюллова.
Художник изобразил людей запертыми в городе, которые стремятся во что бы то ни стало спастись. И дабы передать ужас и смятение жителей Помпеи, Брюллов обращает особое внимание на прорисовку их лиц.
Однако мало кто знает, что к теме гибели Помпеи обращался не только он, но и Айвазовский. В 1889 году он пишет полотно практически с аналогичным названием – «Гибель Помпеи». Судя по всему, в таком решении не обошлось без влияния Брюллова, к которому художник испытывал дружеские чувства.
В то же время Айвазовского никак нельзя обвинить в слепом подражании образцу: будучи по натуре маринистом, он и в этой картине, тематически для него очень нехарактерной, сосредоточивает свое внимание на море. Оно написано в пронзительных алых, коричнево-желтых тонах, которые, по замыслу мастера, должны символизировать все человеческие жизни, утраченные под лавой.
Такая палитра очень удачно отражает главное настроение картины – безграничного ужаса. В то же время Айвазовский, как это часто бывает, оставляет своим персонажам надежду на спасение.
В «Гибели Помпеи» это проявляется в образе отъезжающих с места страшной гибели кораблей. Если приглядеться, то на полотне можно заметить и виновника всех бед – вулкана Везувия, извергающего потоки лавы на прекрасные античные дома. Художник значительно повышает эффект присутствия, рассыпав по картине черные точки пепла, который оседает в воду.
Хранится картина в Ростовском областном музее изобразительных искусств. При возможности его всегда можно посетить, дабы увидеть воочию «Гибель Помпеи» и некоторые другие шедевры Айвазовского.