Картина В. Серова Похищение Европы. Описание - Валентин Серов
Картина В. Серова «Похищение Европы». Описание

Картина В. Серова Похищение Европы. Описание

В.Серова «Похищение Европы»

Валентин Александрович Серов, великий русский художник, график и портретист, в своём творчестве он объединил традиции и новаторство, известен как создатель многих всемирно известных полотен, которые дошли до наших дней и радуют нас гениальностью и простотой изображения, поражая своей загадочностью и неповторимостью по сей день.

Его шедевры далеки от общепринятых канонов, в них читается свой особый неповторимый характер, который заставляет остановиться, присмотреться, задуматься и почувствовать могучую энергию, переданную кистью мастера. Волшебным, непредсказуемым образом передавая то настроение и идею, которая была задумана художником.

В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного. Серов, на протяжении своей жизни, много путешествовал, его привлекало удивительное, необычное, интересное, что впоследствии отображалось в его картинах. Одним из направлений трудов живописца было его увлечение и изучение мифологии и работа над археологическими находками, с целью создания не только обычных, станковых, картин, но и декоративных панно для росписи музеев и храмов. Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне.

Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. А изучения останков так называемого Кносского дворца, заставили задуматься над тайными смыслами мифологии минувших лет. Поражённый, красивой древнегреческой легендой о великой любви могущественного бога неба Зевса к простой смертной девушке, дочери финикийского царя, прекрасной Европе, художник берётся за создание своей версии античного сюжета. Картина даётся ему не сразу, он снова и снова ищет варианты, чтобы в точности перенести на полотно все то, что чувствует сам, чего хочет донести до людей.

В своей работе Похищение Европы В. А. Серов стремился показать, несмотря на всю мифичность сюжета, реальную жизнь, и это выделяет его картину из ряда ранее созданных описаний этой легенды другими художниками. Композиция создана в импрессионистическом направлении, построена на диагоналях и постоянном динамичном движении. Движение просматривается во всём, в вытянутом силуэте быка – Зевса, плывущем по бурлящему морю, трансформированном очертании самого моря, создающем сильный неиссякаемый поток жизни, и удлинённых контурах дельфинов, которые повторяя движения быка, плывут на встречу манящему горизонту. Бык уносит на своей могучей спине хрупкую, испуганную девушку. Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны. Он выглядит величественным, уверенным в себе, с царственным поворотом головы, но в то же время с невероятно реальными, необыкновенными человеческими глазами. Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль. Как будто он хочет извиниться за свой поступок, похищение девушки, но не может справиться с всепоглощающим, измучившим его чувством – любви и страсти. Художник, отступает от первоисточника изображая быка в ярком оранжевом, а не белом цвете, на фоне тёмно-синего моря, в самом центре картины, что привлекает особое внимание, являя собой смысл произведения, свежий взгляд переплетения условности и реализма и пренебрежение воспринятыми канонами и условностями.

В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Сама Европа, изображена реальной, худощавой девушкой, с застывшим, античным лицом, в простой одежде тёмных тонов, что выглядит необычно, для изображения особ царской семьи. Покорно балансируя на могучей спине быка, отдавшись судьбе, с загадочной улыбкой на лице, она несмотря на страх перед неизвестностью, кажется, доверилась своему похитителю. Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения. Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Словно сбылись её потаённые мечты о новой неизвестной и интересной жизни, которая снилась ей по ночам. А все вокруг, резвящиеся дельфины, бурлящее море, волнистая, игривая линия горизонта, создаёт уверенность в завтрашнем дне, таком далёком и в то же время невероятно близком. Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас.

Изображение моря, как изысканный орнамент, в котором нет места обычному этюду, оно нереальное, мифическое, вздымается темно — синим облаком и несёт на себе все живое не только силуэты, но и саму жизнь. Оно кажется нереальным, сказочным, мифическим, но в то же время энергетически сильным неиссякаемым потоком, вздымающимся до горизонта и впадающем в неизвестность. Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. Там за горизонтом забудутся все горести и сбудутся все мечты, по крайней мере, в это хочется верить смотря на эту картину. Художник осознанно не прорисовывает второстепенные детали, давая таким образом, фантазии дорисовать, додумать, увидеть каждому своё, известное только ему одному, желаемое только ним одним.

Эта работа, считается незаконченной одной из последних шедевров художника. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра. Серов работает тайно, скрывает свои работы от всех окружающих . Живописец как будто тайно создаёт свою, уникальную версию античности, он пытается зарисовать события, таким, будто бы увиденные глазами древних поколений. Все персонажи в картине занимают незначительное место, превращаясь в плоские силуэты и это неслучайно, потому что, главное, тут сумасшедшая энергия и движение, поток неисчерпаемых чувств и желаний. Насчитывается более шести вариантов этого шедевра в которых художник стремится увести этот сюжет от реальной жизни, он искал цветовую гамму, проводил эксперименты с пространством, в то же время стремясь превознести человечество над обыденностью, показать нереальное в реальном свете. Каждая из версий имеет своё художественное звучание. Серов непросто рисовал, он пытался создать свой новый, неповторимы мир живописи.