Святослав Рерих. Святые и подвижники -
Святослав Рерих. Святые и подвижники

Святослав Рерих. Святые и подвижники

Святослав Рерих. Святые и подвижникиВ творчестве Святослава Рериха постепенно появляются религиозные мотивы. Начало положила работа «Голова францисканского монаха» (1923, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), по оценке самого художника «очень выразительная и полная жизни». Первоначально полотно предназначалось для Руфи Пейдж, но, когда оно было закончено, художник отказался посылать свое творение в Америку: «Сожалею, что не смогу послать его тебе. Ожидания не всегда оправдываются, он получился излишне саркастическим, и в нем слишком много жизни. Глаза монаха буквально сверлят тебя, и боюсь, что ты не сможешь спать спокойно, если этот портрет будет у тебя дома».

«Голова монаха» вполне может рассматриваться как ранний автопортрет. Тогда же Святослав Рерих упоминает о намерении написать автопортрет для своей возлюбленной. Лицо молодого монаха напоминает черты лица своего создателя.

Осенью 1923, после посещения Италии, были написаны еще две религиозные картины: «Святой Франциск Ассизский» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк) и «Царь Соломон» (частная коллекция, Лос-Анджелес). Они открыли совершенно новую перспективу. Святослав Рерих намеревается создать серию из 46 картин. Это своеобразная галерея портретов святых и подвижников разных религий.
Вскоре, 17 ноября, семья Рерих отправляется в Индию. Обе упомянутые картины вместе с багажом грузятся на корабль. Они нужны как ориентиры при создании всей художественной серии. В пути Святослав Рерих продолжает трудиться.
В письме к американскому сотруднику Морису Лихтману из Порт-Саида он пишет: «Подготавливаюсь к моей работе в Индии… Сейчас работаю над большой сюитой картин, портреты всех больших Святых и Духовных Вождей».
Эта серия должна была составить отдельную выставку, демонстрирующую идею «объединения рели! гий посредством искусства».
Заметим, религиозный синтез в этот период является творческой доминантой всей семьи. На картине «Царь Соломон» изображен библейский царь Соломон с чашей в руках. На заднем плане возвышается Храм, воздвигнутый им на Горе Завета. На пальце владыки – кольцо со звездой Давида. В основу полотна, вероятно, положена легенда, упомянутая Еленой Рерих в ее дневнике и повествующая о тайнике Соломона в Иерусалиме, где и хранится чаша царя (запись от 8 августа 1924). Однако художник дает собственную интерпретацию истории о мудром восточном правителе: Соломон испил чашу судьбы, пожертвовав собой ради построения «Великого Храма». Эта мысль очевидно заимствовании мастером у его отца, который в «Сиккимском дневнике» отмечал «стремление Соломона к Единому Храму». Идейное родство нашло отражение в портрете: автор наделил своего героя физическими чертами отца, так что в облике царя легко угадывается Николай Рерих.
Необычно стилевое решение полотна: в нем присутствуют элементы театральной живописи – головной убор и одежда Соломона богато украшены декоративными элементами. Кроме того, его борода написана крупными мазками, отчего кажется рельефной, будто вылепленной рукой скульптора (напомним, Святослав Рерих обучался на скульптурном отделении Массачусетского университета). Театральность придает портрету убедительность и наделяет его изобразительной силой. Европейская живопись, начиная с эпохи Возрождения, неоднократно обращалась к образу легендарного правителя-мудреца. Большинство работ старых мастеров являются сюжетными и не выходят за рамки текста Священного Писания. И вот, спустя несколько веков, в ХХ столетии, Святослав Рерих также обратился к фигуре библейского царя, избрав жанр портрета. История искусства практически не знает портретных «соломоновых решений», и в этом смысле картина молодого русского художника попадает в разряд уникальных произведений.
Святослав Рерих отзвучал на мысли отца о построении Храма и пытался создать уникальную серию, не имеющую аналогов в художественном мире. Вот выдержка из его письма Зинаиде Лихтман, тоже американской сотруднице, жене Мориса: «Радостно слышать о Вашей работе, слышать, как строите постепенно Великий Храм. И работа идет по всему миру, всюду зарождаются новые ячейки, появляются новые работники».
К сожалению, задуманная большая серия духовных водителей человечества не была завершена. Она представлена только упомянутыми двумя изображениями Соломона и Франциска.