Картина И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна» любопытна не только квадратным форматом, не вполне характерным для художника, но еще тем, что голубого и ночного на полотне сходу не отыскать.
Ночь практически уничтожена лунным светом, свет отражается от воды, от волн, от капелек водяного тумана в морском воздухе. Туман этот не закрывает от нас корабль, но закрывает горизонт — обычно у Айвазовского если берег предполагается, то он виден, иногда отчетливо, в другие разы смутно, темным пятном устрашающих прибрежных скал.
Здесь, казалось бы, открытое море, но люди высаживаются в шлюпку, а значит, берег близко. Или корабль тонет.
Традиционно попытаемся найти четыре краски Айвазовского. Конечно, изумрудно-зеленый цвет — названный почему-то голубым — главный. Свет изображается светлой-светлой желтой охрой, это и небо, и отсветы на волнах. Голубой действительно проявляется в левой части репродукции, возможно, это дефекты оцифровки, но я не знаю, где посмотреть картину живьем.
Красные флаги того оттенка, который напряженно контрастирует с изумрудным. Это теплый красный, светлый, но насыщенный.
Четвертая краска — какая-то темная земля в тенях.
На корабле по-штормовому взяты рифы. Возможно, он стоит на якоре. Со шлюпки что-то передают — почту? Вдали, на горизонте, у правого края полотна, виднеется парус. Это придает динамичности, говорит о некоем действии, в котором участвует корабль и люди.
Каков общий смысл картины? Сложно понять… Просто работа моряков в злой и безличной стихии моря? Сейчас шторм, на море буря, завтра будет штиль…