Симон Ушаков (1626-1686) -
Симон Ушаков (1626-1686)

Симон Ушаков (1626-1686)

Симон Ушаков (1626-1686)В живописи помимо церковной появляются тенденции к использованию светской формы живописи, это привело к развитию в будущем реализма в искусстве.

Симон Ушаков (1626-1686) как никто другой смог сочетать в своём творчестве старые церковные каноны с новыми светскими формами. Со своим другом Иосифом Владимировым писал сочинения, в которых утверждал о необходимости изображать реальную жизнь, земную красоту, сравнивал живопись с зеркалом. Его труд – Слово к любителям иконного писания». Ушаков не только искал новое в живописи, он был увлечён теорией живописи.

Основным художественным центром Древней Руси была Оружейная палата, одним из главных художников которой являлся Симон Ушаков. Это была школа подготовки художников и мастеров прикладного искусства. Лучшие ученики выполняли государственные заказы. Особый расцвет Оружейная палата испытывает во главе боярина Богдана Хитрого. Здесь от приезжих живописцев древнерусские художники осваивают технику масла, законы прямой перспективы, законы светотени.

Выполняя церковную иконопись он не следовал в точности существующим канонам, а вводил в изображение элементы реальной жизни, бытовые подробности. В своих работах он использовал светотень, делая лики святых объёмными.

СИМОН УШАКОВ. НАСАЖДЕНИЕ ДРЕВА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. ИКОНА
Одна из наиболее известных его работ – Богоматерь Владимирская, позже известная как «Насаждение древа государства Российского». Владимирская Богоматерь – покровительница Руси. Медальон с ее фигурой расположен на стволе дерева, в ветвях которого помещены небольшие медальоны с портретами русских великих князей и царей. В этой иконе художник проявил себя незаурядным портретистом. Так в XVII столетии зарождалась портретная живопись.

Есть и другие иконы выполненные в новых традициях – Троица. В основе её исполнения лежит старая схема композиции, художник в сочетании с золотым фоном наносит множество золотых линий на одежды персонажей. Тут он также пишет объёмные лица ангелов. Здесь же он изображает перспективу. На заднем плане изображения – здание. Всё это было нововведением в истории иконописи.