ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Живописец передвижник, жанрист-сатирик.

Художник был незаконным сыном барона Г.К. Криденера. Фамилия Перов возникла случайно, так прозвал Василия учитель грамоты.

С 1846 по 1849 год Василий Перов учился в Арзамасской школе живописи, затем с 1853 по 1861 – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками юного художника были М. Скотин, А. Мокрицкий и С.К. Зарянко. Большое влияние на творчество Перова оказала жанровая живопись П.А. Федотова. Его даже называли прямым наследником Федотова. Он так же увлекался французской журнальной сатирической графикой, отчего первые работы художника представляли собой живописные карикатуры.

Много наград Василий Перов получил от Академии художеств. Малую серебряную медаль за этюд головы мальчика. Большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858). Малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин» (1860). И большую золотую медаль за «Проповедь в селе». Все эти произведения произвели неизгладимое впечатления на зрителя, когда выставлялись в Москве и Петербурге.

Благодаря своему успеху Перов получил право на заграничную поездку в Париж, за счёт Академии художеств. В Париже он был в 1862 году, где провёл чуть больше года, в это же время он посетил главные художественные центры в Германии. Парижская жизнь была не понятна русскому художнику ,и он решает до окончания срока пенсионерства вернуться в Россию.

В более поздний период творчества Перова сатира и анекдот сменяются драматической экспрессией. В картинах художника читается Достоевская проза. Большой вклад русский художник внёс в искусство портрета. Им были запечатлены образы известных культурных деятелей А.Н. Островского и В.И. Даля, М.П. Погодина, Ф.М. Достоевского. Были попытки художника создать грандиозные образы русской истории, но они не увенчались большим успехом. К таким картинам относятся «Суд Пугачёва» (1875), «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881).

В 1871-1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были — Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров и другие художники, ставшие известными.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕРОВА ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА
Картина «Сельский крестный ход на Пасхе», исполнена в 1861 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина представляет собой реалистический сюжет, в котором художник критикует российское общество во время реформ и преобразований, отмены крепостного права. Религия в этой картине соседствует с прозой повседневного быта, что вызвало много споров. Картина отвергалась обществом и осталась в музее только благодаря П. Третьякову.

Здесь зритель видит нелицеприятную сцену после празднования Воскрешения Христова. Захмелевший священник с раскрасневшимся лицом и небрежно наброшенной накидкой, спускается по ступеням избы, едва держась на ногах. На переднем плане крестьянка и старик с иконой, повернутой не в ту сторону. Такая смешная хмельная процессия направилась в церковь. Однако, картина «Сельский крестный ход на Пасхе» не насмешка над религией. В ней тонко подмечается отношение к вере духовенства и народа.

Картина «Проводы покойника» написана в 1865 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Во второй половине 1860-х годов Василий Перов создал несколько грустных произведений, одним из которых была картина «Проводы покойника». Лирическая новелла, повествующая о несчастной судьбе бедных людей. Глубокое сочувствие русского художника к униженным и оскорблённым не оставляет равнодушным никого.

Всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом

В.В. Стасов

Картина проникнута горем крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору. Природа зимнего дня мрачна. Сгустились тучи, они тяжелы. Зима пустынна и холодна. Лишь несколько несчастных, одиноких людей.

Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В русской живописи она одна из самых драматичных. Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. Дети испытывали в те времена голод и холод. Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику. Тогда ребёнок получал жильё, еду и овладевал профессией, которая в будущем должна была его прокормить. Но в жизни всё было гораздо страшнее, многие мастеровые так нагружали детей, что они болели и умирали.

Морозным зимним утром, чуть свет, в городе, покрытом густым серым туманом, трое измождённых детей тянут на санях бочку с водой. Одежда, не защищающая от холода. Вода, выплёскиваясь, тут же замерзает. Дети тянут сани в гору, и прохожий чуть подтолкнул повозку. Мальчик с левой стороны уже почти падает. Серый мрачный колорит не может скрасить и бегущая рядом собака. Василий Перов показал безысходность, обречённость. Картина «Тройка» — суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни русского народа.

Картина «Охотники на привале» выполнена в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Произведение глубокой жизненной философии и психологии.

На первый взгляд здесь рассказывается об обычной жизни охотников. Экспрессивные лица охотников, их жестикуляция делают отмосферу живой и яркой. Охотники обсуждают происшедшие с ними события и результаты охоты. Однако, их результат – не большой зверь, а только заяц, утка и куропатка. Фигуры троих охотников изображены на фоне затянутого облаками неба и бескрайнего болота. Сцена настолько живая, что по лицам и жестам можно читать каждого из охотников и участвовать в происходящем.

Случайные записи

«Бурлаки на Волге» И.Репина
Сочинение по картине «Закат Аркадия Рылова»
АРХИПОВ АБРАМ ЕФИМОВИЧ

К сожалению, отзывы закрыты.