Николай Рерих. Великий интуитивист. Ангел Последний

Николай Рерих. Великий интуитивист. Ангел Последний

Картины Николая Рериха 1912-1913 годов отражают мрачные предчувствия самого художника и тревожное состояние русского общества накануне первой мировой войны и революции. Идеи Апокалипсиса были распространены в русской литературе начала века. Подобно своим современникам, Николай Константинович Рерих предвидел общественные потрясения.
Уже в предвоенные годы художник говорил о войне языком аллегорий: огненный ангел принес меч для охраны скрытого в тумане замка, у стен которого спят стражи («Меч мужества», 1912), черти и демоны окружили светлый, прекрасный белокаменный город и угрожают ему («Пречистый град врагам озлобленье», 1912, вариант 1919), среди голых, пустынных скал, вздымающихся к небу, как молчаливые великаны, кричит огромный зловещий змий («Крик змия», 1913, вариант 1914). «Рерих чувствует грозные времена — «Ангел последний» — апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках среди небесных огней среди небесных огней, и среди пожаров на земле. Эта картина, несомненно, пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого», — писал Всеволод Иванов.
Перед Первой Мировой войной в искусстве Николая Константиновича с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний» (1912). Над объятой пламенем землей — непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте — сверкающие зарницы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете. Рерих как бы провидит зарево военных пожарищ. Не случайно Максим Горький называл Рериха великим интуитивистом.

«Можно предполагать, что человек, который достоин названия Голоса Эпохи, обладал пророческой способностью воспринимать характер и направление действующих в мире социальных сил и общий признак их проявлений. Рерих обладал таким знанием. Это очевидно по серии его картин, написанных до первой мировой войны, в которых приближающаяся катастрофа была безошибочно предвидена, например, в таких картинах, как «Ангел Последний», «Зловещие Знаки», «Дела Человеческие», «Град обреченный», Зловещие, «Крик Змия» и других. Надо заметить, что эти предрекающие картины появились тогда, когда переворот, который в настоящее время охватил наш мир, считался фактически невозможным» (Теодор Хеллин «Голос эпохи»).
В годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне, Рерих предчувствовал назревающую катастрофу, и его полотна символически выражали ужасающий размах конфликта, который, как он понимал, надвигался на мир. В этих работах Рерих впервые выступает как “пророк”.
В картине «Небесный Бой» Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. К этому времени в его манере изображения как исторической, так и природной тематики символизм и обращение к аллегории стали существенным элементом. Как писал один критик: “Он населял свой мир не участниками преходящих драм и комедий, но глашатаями самых глубоких идей о правде жизни, об извечной борьбе добра и зла, о триумфе светлого будущего для всех людей”.

Многие художники и писатели предчувствовали надвигающуюся катастрофу, и в их творчестве нашло отражение растущее чувство тревоги. Много картин Рерих написал в 1912-1914 годах.
В этих полотнах было достаточно предсказаний катаклизмов, ведущих к разрушению мира: «Ангел Последний» (1912), «Меч доблести» (1912), «Пречистый град — врагам озлобленье» (1912), «Крик змия» (1914), «Град обреченный» (1914), «Короны» (1914), «Вестник» (1914).
Картина «Пречистый град — врагам озлобленье» была задумана Николаем Константиновичем Рерихом во Франкфурте в 1911 году: «Сегодня после обеда поработал. Сделаю еще маленькую вещь «Город пречистый». Белый город со святыми внутри окружен пламенем и демоны кидают камни в него. Красное с бело-серым и коричневым».
Сам художник дает нам намек о сюжете картины в своих более поздних записях: «…помните древнюю легенду, что ради одного праведника целый город был спасен. Помните мою картину: «Град пречистый — врагам озлобление»…
Все эти картины предвещали неотвратимые страдания и разрушения через мощные аллегорические символы, взятые из фольклора и библейских сюжетов.
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его, как солнце, и ноги его как столпы огненные…» («Откровение Св. Иоанна», гл. 10.)
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его…» («Откровение Св. Иоанна», гл. 22.)

У Н.К.Рериха несколько картин «Ангел последний».
В 1942 году Николай Константинович пишет картину «Ангел последний» по пророческому сну Елены Ивановны Рерих.
«Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее чёрного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах Света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.
Встало сознание совершающегося возмездия. Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп Новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причем одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы» (Е.И.Рерих, «Сны и видения»).
На картине Ангел последний непреклонно стоит среди клубящихся огненных облаков, над землей, пылающей последним пламенем. В картине сквозит возмездие за разрушение городов, уничтожение памятников культуры, отравление планеты. В руках огненного Ангела свиток, охраняющий и защищающий истинную Культуру, в нем список лиц, которые шли путем духовного совершенствования, которые спасутся и перейдут в Новую Светлую Эпоху. У Ангела меч очищающий и ключ от Нового Мира Красоты и Знаний.
Согласно Библии, на Землю пришло 7 Ангелов, и вот последний спускается в виде чаши. Он как бы в огненных руках-ладонях Всевышнего. Крылья огненные, золотистые, лицо восточное, одежда русская. Пояс — знак высшей власти.
«В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его. В бережности принес Пламенный весть обновленного, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа и каждый поймет и примет его на языке своего сердца» (Н.К.Рерих, «Держава Света»).
«Когда человечество утеряло все чуткие нити восприятия, то пришлось употребить воздействие огненное: огненный меч очищения, огненный меч созидания, огненный меч устремления, огненный меч новой энергии. Все огненные напряжения дадут человечеству творчество, огненно насыщенное. Так огненный меч приносит человечеству, при сотрудничестве, данные космические возможности. И когда творчество космическое утвердится огненно, то все энергии приблизятся. Момент решительный и возносящий человеческое сознание. Так беспредельно насыщается мысль человечества» (Живая Этика, Беспредельность, 746).

Случайные записи

«Пейзаж с пароходом» - Описание картины Исаака Левитана
Лесной косогор. Ручей
Тициан «Динарий кесаря»

К сожалению, отзывы закрыты.