Николай Рерих. Матерь Мира

Николай Рерих. Матерь Мира

На фоне фиолетовой беспредельности в сиянии звезд приходит на помощь планете и человечеству Матерь Мира. Начало всех начал, древо жизни, защитница и охранительница. Ниспадающие, мягкие складки хитона окрашены орнаментом геометрических фигур, говорящие о стройности и незыблемости построения Мироздания.

Сокрытый Лик символизирует конец Темной эпохи, символизирует о Тайнах Вселенной и сокровенных Знаниях, которые грядут в наступающей Светлой эпохе. Малый круг напоминает о несовершенстве нашей пятой расы, большой — полёт мысли Великого Сердца.

Над ее головой — яркая звезда, справа и слева — два созвездия: Семь Старцев (Большая Медведица) и Три Мага (Орион). «Между ними, — поясняет художник, — неудержно сейчас несется к земле звезда утра — светлая обитель Матери Мира.

И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».
Эту картину-икону художник написал по Указу Великого Владыки, причем, эскизы и композиция были подсказаны Е.И.Рерих, которая видела следующий сон: «Стою среди покинутых дворцов романо-германского стиля. На безоблачном бирюзовом небе появилось вдали белое облачко, которое приблизилось и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах, которые переливаются ослепительным блеском и голубым серебром… Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений — радужную спиральную звезду — Додекаэдрон, необычной красоты и образующий почти круг на ослепительно серебристом поле. Голова и Лик накрыты платом, виднеется лишь подбородок телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугой…»
Образ “Матери Мира”, — эквивалент индийских Лакшми и Кали, — выполненный в величественно-глубоких синих и фиолетовых тонах, представляет собой один из наиболее вдохновляющих образов в творчестве Рериха.
Конечно, «Матерь Мира» стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планет. Прочтите в «Криптограммах Востока» сказание «Матерь Мира» и примите это как высшую реальность.
За каждым символом стоит Высокая Индивидуальность, и каждый символ прикрывает великую реальность. Также каждая Великая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в различных воплощениях, отсюда и возникло понятие Аватаров.
Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Св. Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего церковного христианства, в которой Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и у гностиков Дух Святый рассматривался как Женское Начало…
Лишь глубокое невежество средневековья могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в естестве своем Мужское и Женское Начало едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.
(Е.И. Рерих. Письма, т.1, 105. 18.06.35.)
Матерь Мира
(Жозефина Сент-Илер (Е.И.Рерих), «Криптограммы Востока»).
Матерь Мира скрывает Имя Свое. Матерь Мира закрывает Лик Свой.
Матерь общая Владыкам, не символ, но Великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды, Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.
При Синае голос Ее звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Иштар.
После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьет час Светил.

На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги, очень распространен, а в Индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Но даже среди других сект можно встретить больше почитателей Великой Матери, нежели других аспектов Божественных Сил. В Монголии и в Тибете очень чтут Дуккар или Белую Тару, и прочих Тар — Сестер. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится «Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего». Но на плане Проявленного царствует вечноженственная Природа или великая Матерь Мира.
Теперь несколько сроков.
В 24 году (1924) лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив ее, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.
В 24 году Н.К. (Николай Константинович) написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение. В 24 году Н.К. написал статью «Звезда Матери Мира», которая была помещена в Адиарском
Star of the Mother of the World. Звезда Матери Мира.
1924. Холст, темпера. 89 x 117. Частная коллекция, Москва, Россия.
Настает великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину. Все силы Света ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа.
В час сужденный призовем сердца горящие и руки, готовые вознести Чашу Спасения Мира.
Да будет каждый день наш самоотверженным служением великому сдвигу.
Грядет Великая Матерь!
(Е.И. Рерих. Письма, т.1, 68. 17.08.34.)
Да, новая эпоха требует духовного осознания. Новая Эпоха явить должна достойное уважение Матери Мира, или женскому началу. «Птица духа человечества не может летать на одном крыле», — так утверждал Вивекананда великое значение женского начала. Мужское начало не захочет добровольно дать женщине ее законное место, но препятствия закаляют силы, и женщина, отстаивая свои космические права, обретет знание своей мощи.
(Е.И. Рерих. Письма, т.1, 74. 10.09.34.)
Как прекрасен Образ Матери Мира! Сколько красоты, самоотвержения и трагичности в этом величественном Облике. Устремите сердце ваше к Высшему, и радость и горение сойдут в душу вашу. Все творчество человека, все мистические восторги являются результатом той же явной или скрытой любви. И будем помнить, что для чистого все чисто.
Нет жизни, нет проявления духа без Матери Вселенной, Великой Матери всего сущего. Проявленная Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого высокого и до самого низкого, где нет материи, нет и жизни. Итак, горите духом и сердцем!
(Е.И. Рерих. Письма, т.1, 83. 9.01.35.)

1933. Холст, темпера. 50 x 61. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.
Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу.
Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, Почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции!
Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:
«Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю».
И сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным дозором».
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.
Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! не мешай!»
Восток посвящает Матери Мира следующий гимн:
«Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров, Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного.
Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
И она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.
И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи.
Из спирали Света знак соткала Сама в Молчании. Она Водительница идущих на подвиг. Четыре угла — знак Утверждения — явлен ею в напутствие решившимся».
В древнейшем городе Кише был найден культ Матери Мира, и самая старая литература Китая приветствовала Матерь Мира вдохновенным песнопением. Она и Скоропомогающая, Она и Сторучница, Она и Тысячеокая, Она Охраняющая Покровом своим всех прибегающих к Ней. Будь то в лике Куан-ин или в светотканой мантии Мадонны.
………………………………………………
В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.
Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет!
Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг?- В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота.
Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий.
Женщина-Мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания.
Женщина — вдохновительница Красоты — знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты.
……………………………………………….
Человечество должно осознать великий Космический закон, закон величия и равновесия двух Начал как основу Бытия. Все принципы, лишенные этих двух Начал, вызывают неуравновешенность и разрушение. Но пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к уравновешиванию Начал, сохранит всю красоту женского облика, пусть не утеряет мягкость сердца, тонкость чувств, самопожертвование и мужество терпения.
(Н.К. Рерих «Женщинам», Гималаи, Апрель, 1931 г.)
Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности.
Ты жила в культах древних как Земля, как Солнце, как Огонь, как воздух, как вода.
Ты всему Дательница!
Ты — всему откровение Дающая!
Ты, явившая человечеству великое, радостное познание Матери!
Ты, указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой;
Ты, Давшая нам явление Пространственного Огня;
Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий,
Тебе проявим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!

Случайные записи

Описание картины «Море» Н. Дубовского
«Зимой в лесу» - Описание картины Исаака Левитана
Закажите хорошее настроение на свое торжество

К сожалению, отзывы закрыты.