Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы "Руслан и Людмила" -
Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы "Руслан и Людмила"

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила1887. Холст, масло. 101 x 118,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Портрет М. И. Глинки был одним из первых заказов, сделанных П. М. Третьяковым И. Е. Репину в 1872 вскоре после их знакомства, о чем художник сообщал В. В. Стасову 1 января 1873. В то время заказ не был выполнен.

Вновь инициировал исполнение портрета композитора Стасов в 1880, однако к работе над ним Репин приступил лишь в середине 1880-х.

При создании портрета художнику помогала своими воспоминаниями и рассказами сестра композитора Л. И. Шестакова. После окончания выставки «15-я ТПХВ 1887» и размещения портрета в залах галереи Репин, как это часто бывало с его работами, просил Третьякова выслать портрет в С.-Петербург для внесения исправлений.
Живописный эскиз-вариант (1884) находится в Народном музее в Белграде, графические наброски для портрета — в ГТГ (1880-е, бумага) и в частном собрании в Москве. Рисунок «Композитор М. И. Глинка» (бумага, графитный карандаш), подписанный и датированный художником 1871 годом, находится в ГТГ. Рисунок является подготовительной работой к картине «Славянские композиторы». Однако композиционно он отличается от других рисунков к картине. Глинка изображен сидящим в широком кресле с поджатыми ногами, слева от него намечен рояль с раскрытыми нотами. Возможно, зафиксированная в рисунке композиция была развита в дальнейшей работе над живописным портретом Глинки.