Клод Моне Мост Ватерлоо. Эффект тумана - Клод Моне
Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

Клод Моне Мост Ватерлоо. Эффект тумана

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние.

Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

Теперь перед нами предстаёт нежно воздушный, дымчатый пейзаж, на котором изображен известный арковый мост Ватерлоо, соединяющий районы Вестминстера и Соут Бэнка, проплывающие под ним баржи и дымящиеся трубы промышленного района Лондона, на заднем плане.

Несмотря на общую текучесть картины и плавность тональных градаций, каждый конкретный элемент при его рассмотрении очень чётко отделяется от фона, окружающего его. Такого эффекта Моне добился путём использования более резкого изменения тонального перехода от объекта к фону. Особенно чарующе в этом плане смотрятся, отбрасываемые арками моста, отражения на воде. Будучи абсолютно неземными и как будто обволочённые какой-то сонной пеленой, они тем не менее не оставляют впечатления нереальности такого явления, а передают вполне реалистичные образы, которые можно увидеть в определённых климатических условиях. Такому восприятию так же способствует сама реалистичность движения в картине.

Передний план картины – река Темза и плывущие по ней баржи – выполнена автором в чуть более светлых, по сравнению с задним планом, тонах, с использованием частого мазка средней величины, движущегося из середины полотна по диагонали слева направо. Автор так же чуть размывает этим продолговатыми мазками контур баржи, создавая, таким образом, не только тот самый эффект тумана, но эффект течения реки. Моне ещё более усилил эту динамичность воды, путём противопоставления её небу, которое изображено на заднем плане, выполнено в более тёмных тонах и направленность мазков которого практически не имеет какого-либо общего направления. Более того, автор использовал ещё один приём, работающий чисто на психологическом восприятии реальности.

В жизни, оказавшись в тумане, человеку, что бы рассмотреть объект, увидеть очертания и идентифицировать его — надо подойти к нему вплотную. Здесь же автор идёт от обратного, естественного для человеческого восприятия, явления. И этот трюк очень отлажено срабатывает и привлекает.

По той же схеме работают, к примеру, перевёрнутые названия «AMBULANCE» на каретах скорой помощи, которые, отражаясь в зеркале заднего вида, являются водителям в непривычном для них, не отражённом виде.

Таким образом, Клод Моне сумел мастерски воспользоваться не только своим художественным талантом, и заинтересовать зрителя восхитительно богатой палитрой оттенков, воздействовать не только на зрительном уровне и восприятии, но так же и на психологически рефлекторном.

Если обратится к самой истории создания этого полотна и всего Лондонского цикла в целом, то, пожалуй, можно сказать, что предпосылок к написанию этих произведений было несколько. Прежде всего, ни только написание этой серии, но и само становление Клода Моне как одного из основателей импрессионизма, вряд ли было бы возможным, если бы художник в связи с началом франко-прусской войны, не уехал бы в Англию, где познакомился с работами Джона Констебля и Уильяма Тёрнера. Работа Тёрнера «Темза выше моста Ватерлоо» имеет схожие черты с работой Клода Моне. В частности, это касается прорисовки неба и, даже, несмотря на более продолговатый и плавный мазок Тёрнера, а так же отсутствие такой воздушной лёгкости как «Эффекте тумана», его влияние, несомненно, прослеживается в творчестве Моне. Можно сказать, что Тёрнер человеком, научившим Моне, да и всех импрессионистов в целом, видеть красоту дыма Лондона, не даром ведь они признавали этого английского мастера кисти своим предчетой.

Кроме того, «дорожные» пейзажи Тёрнера, которые он писал путешествуя, были удивительно красочны и богаты своей цветовой палитрой, в них отсутствовал тот, не приемлемый для импрессионистов, академизм, что ещё выше превозносило этого творца в глазах юных, только начинавших своё движение, художников «впечатления».

Ещё одним автором, чьё полотно запечатлено в иконографии данного вопроса, является Джон Констебль, в 1829 году написавший картину «Открытие моста Ватерлоо», с которой так же успел ознакомиться Клод Моне, пребывая в Лондоне. Несмотря на монументальность и можно даже сказать некоторую «тяжесть» в своих работах, он, тем не менее, так же был опорной точкой для импрессионистов для начала своего шествия. И даже сама история создания полотна Констебля имеет, может и не прямое, а скорее символическое значение, но, тем не менее, как бы двигает его в сторону сближения с взглядами импрессионистов.

Первоначально художник хотел изобразить в центре композиции королевское судно, причалившее к ступеням Уайт Холла, таким образом, ознаменовав вторую годовщину победы при Ватерлоо и открытие в честь этого события моста. Однако со временем, авторская позиция изменилась и в окончательном варианте мы видим, что парадные корабли ушли на средний план и основное пространство полотна выделено небу и реке, над которой на заднем плане через дым прорисовывает мост Ватерлоо.