Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 70-х годах нередки были случаи написания портретов одного и того же человека Крамским и Репиным. И если Репин, как правило, превосходит Крамского живостью и свободой кисти, то нередко образы Крамского отличаются большей цельностью и глубиной.
Один из лучших, самых лирических и задушевных образов этих лет — портрет П. М. Третьякова. Как многие изображения любимых моделей, это – погрудное.
Такой портрет дает возможность художнику сосредоточить внимание на лице — тонком, правильном, с четко очерченными губами и умным, сдержанным взглядом спокойных темных глаз. Оно освещено выражением благородного изящества, согрето особой, чуждающейся внешних проявлений духовной силой.
Ко времени написания портрета художника и собирателя связывали многолетние товарищеские отношения. Они не всегда были легкими и простыми — нередко приходилось касаться денежных вопросов, а зависимость даже от дружески расположенного человека не может не связывать. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Человек единой и некорыстной страсти, он умел соразмерить свои взаимоотношения с каждым из художников и масштабы дела — поддержки русского реалистического искусства, собирания национальной галереи.
Сравнивая образ, созданный Крамским, с портретами Третьякова, написанными Репиным, трудно не отметить, что в репинском изображении Третьяков выглядит более замкнутым, как бы ушедшим в себя, и не отдать предпочтение портрету работы Крамского, где модель словно вступает со зрителем в прямой и открытый контакт.