Картина «Гроза» Б. Кустодиева -
Картина «Гроза» Б. Кустодиева

Картина «Гроза» Б. Кустодиева

«Гроза» Б. КустодиеваБорис Кустодиев был одним из самых ярких и оригинальных представителей русской живописи. Его имя можно поставить в один ряд с творчеством Серова, Левитана, Саврасова или Репина. Причем, Кустодиев начал писать картины после того, как побывал на выставке передвижников. Художник учился у самого Репина, даже написал в соавторстве с ним «Торжественное заседание Государственного Совета», но потом тяжело заболел.

В больнице ему запрещали всякую работу с кистями и красками, а Кустодиев ухитрился раздобыть «альбомчик» и карандаши, чтобы рисовать эскизы тех людей, что были с ними рядом или традиционные моменты русской жизни. А потом была операция на спинном мозге. Хирург, посмотрев на жену художника, предупредил, что может парализовать или руки, или ноги. Заплаканная женщина просила отставить «рабочие» руки мужа, ведь художнику они нужнее всего.

Кустодиев вышел из больницы, но ходить больше не смог. Последние 15 лет своей жизни он был прикован к инвалидному креслу. Этот период и называют расцветом его творчества, когда были написаны самые неповторимые работы, дышавшие буйством красок и переполненные чувствами. Это и не удивительно – творчество было для него отдушиной, способом хотя бы немного отойти от постоянной боли.

Критики называют его работы живописью идеала, и вместе с тем замечают гармоничное сочетание ярких красок, мир мечты, который художник находил в самых обычных вещах. Он писал по-праздничному яркий провинциальный быт, пышнотелых купчих и народные гуляния. Этот живописец создал жанр портрета-картины, соединив любимый лубочный жанр с фигурой известного человека. Полотна Кустодиева – это некие картинки дионисийского празднества, кипящие стихийными эмоциями и эротизмом. Кустодиев был из тех художников, которые изображали жизнь с самой наилучшей и светлой ее стороны. На примере картины «Гроза», написанной в 1919 году вы можете убедиться в этом сами.

Главный герой всех полотен – это традиционная обыденная жизнь, и «Гроза» не стала исключением. Вы видите небольшое село с традиционной златоглавой церквушкой, людей, спешащих по своим делам. Женщина бежит с лукошком через речку, семейство катается на лошадях, девушка стирает белье, а молодая пара под деревом кокетничает друг с другом. Это только те персонажи, которые сразу бросаются в глаза. Задний план картины раскрывает множество других образов, и каждый занят чем-то важным для него в этот момент. Это и есть простой деревенский уклад, который несет в себе атмосферу праздника. Жизнь ярка и многоцветна, несмотря даже на приближающуюся грозу и вспышку молнии в небе, которая словно дает зрителю лучше разглядеть занятия людей.

Картина детализирована, прописаны все мелочи, причем такие, о которых вы даже не догадаетесь на первый взгляд. Это, скорее всего, связано с началом творчества Кустодиева как художника-портретиста. Теперь он рисовал портрет провинциального города. Он не просто рисует лошадей, он тщательно прописывает все детали сбруи. Он не просто показывает фигуры купальщиц, а прорисовывает их платья в горошек. На картине детально выписаны барышни в ярких платьях и их лихие кавалеры, а возле забора мы видим не просто старушку в клетчатой юбке, а и слышим, как она что-то доказывает своему мужу. Дальше – окна ярко-желтых домов, обоз с мешками и несколько торговых лотков. Внимательно присмотревшись и сложив все компоненты «Грозы» воедино, вы начинаете догадываться, что это свернулась ярмарка – еще один любимый момент творчества Кустодиева.

Это полотно похоже на лубочные картинки, яркие по цветовой гамме и простые по сюжету. Тут деревня и народ вокруг, речка, церковь, дома и торговля – большего для счастья и не нужно.

Колористика картины – это насыщенный синий, так любимый художником цвет. Он изображает грозовые тучи в небе различными переходами синего – от нежно-голубого и лилового до темно-синего, практически оттенка марокканской ночи. Эту яркую синеву прорезает молния, которая не менее яркая, но так контрастирует со всем небом. Она изломанная, светится красным, желтым и зеленым. Больше молния напоминает радугу и, заметьте, она направлена в шпиль церкви, а не в толпу деревенских жителей. Как известно, шпиль церкви – это, в первую очередь, громоотвод, но у художника он имеет несколько другую трактовку.

Традиционно быт Руси подчинялся всем законам православной веры, в каждом селе и городке была церковь, даже Москву называли «златоглавой» из-за ее соборов. Люди верили в то, что божественные силы веры защитят их от всего дурного. Так же произошло и на картине «Гроза»: молния попадает в громоотвод и не трогает людей. Еще одна вариация синего цвета на полотне – это синяя речка и синие кроны деревьев. То, что река имеет цвет голубого сапфира – вполне закономерно, но вот удивляет природа. Уже потом вы догадываетесь, что нижний мир, земной отражает настроение верхнего – синие растения не что иное, как отблески грозового неба. Что примечательно, крыши домиков вдалеке – тоже синяя, а разбавляет этот тотально использованный Кустодиевым оттенок желтизна домов и ветвей дерева в правой части картины да белоснежная златоглавая церковь. Вообще, этот художник очень любит противопоставлять друг другу голубые и охристые тона, которые придают миру не антагонизма, а гармоничного единства.

Картина «Гроза» — еще одна работа Кустодиева, которая исполнена в традиционной для него технике сочетания живописи маслом и пастелью. Все грубые мазки голубого неба выполнены маслом и кажутся бархатистыми, а вот церковь и деревья несколько приглушены пастелью и имеют вид акцентов, которые влияют на ритмику холста. Кустодиев был тем человеком, что совместил (причем удачно) в своих полотнах русский национальный характер с открытиями импрессионизма и модерна в искусстве. Просто удивительно, как человек, сидевший в инвалидном кресле, создавал такие энергичные и живые произведения, словно манящие своими ярмарочными флюидами, раздольем праздника и неповторимой самобытностью.