Дионисий (ок. 1440 - после 1502) -
Дионисий (ок. 1440 - после 1502)

Дионисий (ок. 1440 — после 1502)

Дионисий (ок. 1440 - после 1502)Спустя полвека, на смену великому художнику Андрею Рублёву приходит другой знаменитый художник Дионисий (ок. 1440 — после 1502). Именно с его именем связан расцвет живописи второй половины XV начала XVI столетия.

Нам мало, что известно об Андрее Рублёве, Феофане Греке, но сохранились летописи с биографией Дионисия. Из которых можно многое узнать о его жизни и творческом пути. Дионисий был безусловно талантлив, у него были покровители – князь великий, духовенство.

Первым серьёзным заказом была роспись церкви Рождества Пресвятой Богородицы – Пафнутьево-Боровский монастырь. Работал Дионисий под руководством Митрофана.

Затем в 1481 г. Дионисий вместе с тремя другими художниками делает роспись иконостаса, деисусного ряда Успенского собора Московского Кремля. Уже тогда Дионисия ценили и почитали на Руси, об этом говорит тот факт, что художникам была сделана выплата 100 целковых ещё до начала работы мастеров, по тем временам это была довольно большая плата. Особо нужно отметить роспись деисуса, как писали предки, он был «вельми чудесен». Тогда же русского художника называют «мастер преизящный».

В Иосифо-Волоколамском и Павло-Обнорском монастырях так же много выполненных икон русским художником. Он написал «Распятие» для Павло-Обнорского монастыря, в иконостасе. В центре по вертикали изображён крест, на котором распят Христос. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело. Рядом безмятежно застыли фигуры предстоящих – Марии, Иоана и пришедших с ними женщин и воина. Они расположены в строгой симметрии по сторонам креста. Здесь читается скорбь пришедших и ангелов в изголовье Спасителя. А ещё выше написаны Солнце и Луна, как символ события космического значения.

Русский художник написал икону для Вознесенского монастыря Московского Кремля – Богоматерь Одигирия (1482 г.). Икона была выполнена на старой, испорченной пожаром доске византийской иконы. В этой иконе можно отметить величественность образа Марии с младенцем Христом. Колорит – золотистый фон, пурпурный мафорий Богоматери.

Лучше всего сохранились фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – самые знаменитые и красивые фрески художника. Во фресках русского художника Мария прославляется, она заступница за людей.

ДИОНИСИЙ. БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ. ФРЕСКА СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ФЕРАПОНТОВОЙ МОНАСТЫРЕ. 1501
Вместе с сыновьями Дионисий в этом монастыре написал ещё одну наиболее значительную из его работ – Акафист «Двадцать пять гимнов» посвящённых Богоматери из поэмы VI в. Романа Сладкопевца (Византия)

Колорит – чистые яркие и нежные краски, белый фон. Персонажи выполнены в движении, с плавными очертаниями.