БОРОВИКОВСЕИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ -
БОРОВИКОВСЕИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ

БОРОВИКОВСЕИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ

Ïîðòðåò Àëåêñàíäðà Ôåîäîñèåâè÷à ÁåñòóæåâàБоровиковский В. Л. русский художник церковной и портретной живописи. Его письмо отличается прекрасной техникой, лёгкостью, композиционным мастерством и умением польстить портретируемому.

Родился в 1757 году в Миргороде в казачьей семье. Отец Боровиковского В. Л. и два брата его Иван и Василий работали иконописцами в храмах. Так с малых лет русский художник обучался у отца письму икон. Затем Боровиковский проходит воинскую службу, по окончании которой снова вернулся к церковной живописи в стиле барокко.

Путёвкой в жизнь для русского художника послужили две его картины, написанные 1787 году в аллегорическом стиле для украшения одного из «путевых дворцов» государыни , Екатерины II, дворцы возведены на пути следования её в Крым. Одна из картин изображала императрицу, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – императора Петра I в образе пахаря и государыню Екатерину II – сеятельницу.

Боровиковский В.Л. переехал в Петербург. В Академии художеств его не брали из-за возраста. Так русский художник поселился в доме Н.А. Львова и познакомился с друзьями Г. Р. Державиным и И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым. Попав в круг интеллигенции, с 1792 года, художник обучается у австрийского живописца И. Б. Лампи, при дворе Екатерины II. Существуют сведения, что Боровиковский В. Л. пользовался советами Левицкого Д. Г., а в дальнейшем стал одним из его учеников.

В 1795 году Боровиковский В. Л. получает звание академика, а в 1802 он уже советник Академии художеств.

В начальном творчестве русского художника в Петербурге приоритетны миниатюрные портреты, написанные маслом, а также парадный портрет, его произведения являлись образцами для других художников.

Известные его работы – портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина-Троицинского, портрет Фет — Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, написанный по заказу Екатерины II.

В 1790-х годах в своём творчестве русский художник прибегает к сентиментальному стилю в портрете. Переходит от официального сословного портрета к человеку с естественными и простыми чувствами, в качестве фона художник пишет природу. Колорит нежный, письмо прозрачное. Пейзаж, присутствующий в портретах русского художника – русский, народный. Здесь и белые стволы берёз, полевые цветы, колосья ржи. Всё это создаёт лирическую атмосферу в картинах русского художника. В качестве примера можно привести его картину «портрет О.К. Филиповой» — жены друга художника. Женщина в саду, в белом утреннем платье, тут нет жеманства, кокетливости. Художник тонко подмечает черты лица молодой женщины. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка – придают мечтательность, нежность и задумчивость.

Художник написал целую серию женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они отличаются точной передачей характера, неуловимых движений душевной жизни.

Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой.

С 1804 по 1811 годы Боровиковский В.Л. занимается религиозной живописью, он расписывал вместе с другими художниками Казанский собор в Петербурге.

Расцвет творчества Боровиковского не долог. С 1810 года на смену приходят новые художники, талантливые и молодые. Меняются и вкусы заказчиков. Боровиковский был одинок, у него и ранее было немного друзей, но в последние годы он и вовсе избегает общения. Его увлекает мистика. Он всё больше отдаёт приоритет религиозной живописи. Последняя его работа – иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

В последние годы жизни работал как педагог, обучал искусству живописи, открыв у себя на дому частную школу. Его последователем, унаследовавшим поэтическое восприятие мира, стал Алексей Венецианов.